В Подмосковье – выставка "Связь времен"
В честь 195-летия жостовского народного художественного промысла в селе Федоскино открылась выставка "Связь времен". В экспозиции – работы двух поколений династии художников Беляевых-Гончаровых. Юлия Струкова продолжит.
Жостово и Федоскино – по соседству. Двухсотлетние промыслы, что прославили эти места, изначально родственны.
"В XIX веке жостовские мастера – жостовская мастерская братьев Вишняковых – выпускали такую же продукцию, как и Лукутинское производство. Это табакерки, шкатулки из папье-маше, подносы. В Жостове уже стали делать металлические подносы, когда стал развиваться промысел самоварный, так скажем", – рассказала зав. отделом истории промыслов Московского областного музея народных художественных промыслов Любовь Рогатова.
А пошел он из Мытищ. Название от слова "мытня" – таможня. Купцы, перевозившие по Клязьме товар, здесь отдыхали и пили чай. Самовары подавали на подносах. На них и переключились жостовские мастера.
"Жостовский стиль можно отличить сразу. Это двухслойная живопись, иногда даже трехслойная живопись, если это серьезные работы выставочные, это динамичность мазка, это декоративность цветов", – пояснила заслуженный художник России Лариса Гончарова.
Лариса Гончарова – представитель пятого поколения жостовской династии Беляевых-Гончаровых. На выставке – работы самой Ларисы и ее мамы Нины Николаевны Гончаровой. Она расписывала перламутром, в особой технике. Ее называют "по-сквозному". Она рассказала: "Предварительно сначала набрасывается композиция. Затем наклеиваются кусочки перламутра. Ракушка идет только жемчужница, в которой жемчуг. Они самые красивые. И около 10 слоев грунта. После каждого нанесения этого грунта – сушка, шкуровка, сушка, шкуровка. Процесс очень длительный, долгий и трудоемки".
Используют сусальное золото, металлические порошки, пасты. Это полностью ручная работа. На один поднос уходит не меньше года. Лариса Гончарова владеет разными техниками и любит экспериментировать. Расписывает не только подносы – буквально все, на что ложится ее "танцующий мазок" – шкатулки, мебель, сумки, одежду. Жостовский стиль, считает она, может быть вполне утилитарным.