9 февраля 2021, 10:12 9 февраля 2021, 11:12 9 февраля 2021, 12:12 9 февраля 2021, 13:12 9 февраля 2021, 14:12 9 февраля 2021, 15:12 9 февраля 2021, 16:12 9 февраля 2021, 17:12 9 февраля 2021, 18:12 9 февраля 2021, 19:12 9 февраля 2021, 20:12

195 лет назад открылись знаменитые пешеходные мосты Петербурга

  • 195 лет назад открылись знаменитые пешеходные мосты Петербурга
  • Картинка
    Мосты Петербурга
  • 195 лет назад открылись знаменитые пешеходные мосты Петербурга
В 1823 году Львиный, Банковский и Египетский мосты спроектировал инженер Вильгельм фон Треттер.

Львы, грифоны и сфинксы – неотъемлемая часть мифологии Петербурга. Это скульптуры трех знаменитых пешеходных мостов: Львиного, Банковского и Египетского. Они были открыты 195 лет назад. Объединяет мосты и общий создатель – немецкий инженер Вильгельм фон Треттер. Екатерина Грициенко продолжит.

Тяжелые цепи, и чугунные пасти. Теперь эта внушительная деталь – некогда державшая пролеты над водой – служит лишь декорацией. А еще напоминанием о яркой и непростой истории петербургских переправ. В 1823 году инженер Вильгельм фон Треттер написал главному управляющему путей сообщения о важности строительства цепных мостов. Египетский, например, появился в эпоху расцвета таких конструкций – 195 лет назад. Дань тогдашней моде его авторы отдали сполна. Шестиметровые колонны, порталы с золоченым орнаментом и, конечно, сфинксы. Правда лица их не суровые, как положено, а с мягкими чертами.

"И в городе ходили легенды, что сами лица этих сфинксов напоминают женское лицо и не простое – а лицо императрицы Елизаветы, жены императора Александра I. Так как та славилась своей красотой", – рассказала старший научный сотрудник Музея мостов Полина Чекалина.

Чугун, который в XIX веке сменил камень, предавал мостам легкий, изящный вид. Но подвешенные на цепях конструкции постоянно раскачивались.

В январе 1905 года, когда по мосту проходил эскадрон Конногвардейского полка, он рухнул. 56 кавалеристов, сани с возницами, пешеходы – все, вместе с настилом, упали в воду. Людей удалось спасти, погибли три лошади. Этот случай вошел в учебники физики, как пример разрушительной силы резонанса. После даже ввели новую команду для военных "Идти не в ногу" перед тем, как ступить на любой мост.

Потом, наконец, построили новый Египетский мост. И все, что осталось от прежнего – это сфинксы с женскими лицами. Их ровесники – работы того же скульптора, Павла Соколова – стражи Львиного моста. Гордые, мощные звери на самом деле – полые. По этому принципу устроены и грифоны моста Банковского – на спинах можно рассмотреть стыковочный шов. Фигуры служат футлярами: скрывают систему крепления цепей.

"Она, можно сказать, обрамляет фигуру льва. Можно посмотреть, как проходит через первую ногу и через заднюю ногу опора, которая закреплена уже под самим постаментом", – сообщила начальник отдела южных районов управления по надзору СПб ГБУ "Мостотрест" Надежда Глушкова.

Сейчас механизмы уже не нужны, мост держат не цепи, балки. Однако начинку фигур сохранили. Сберегли и легенды, окружающие грифонов – считается, они стерегут золото. Еще с XIX века горожане верят – хранители золота обязательно помогут в решении финансовых проблем. Для этого нужно пройти по мосту, позвякивая мелочью или положить монетку под лапу грифону, а еще можно попробовать дотянуться обеими руками до фигур или просто погладить их. Хотя самим грифонам удачу это не приносит. Сусальное золото стирается быстро.

После реставрации в 2019 году даже запустили акцию – "Только без рук". Хозяевам Львиного моста в этом смысле повезло больше – он стал излюбленным местом для свиданий. Использовали его и по другому назначению – тоже без ущерба для скульптур.

"В то время, когда УЗИ не существовало, то пол будущего ребенка будущая мамочка могла узнать, находясь рядом с этим мостом. Нужно было дождаться, когда на мост кто-нибудь войдет первый", – отметил писатель Наум Синдаловский.

Сейчас Львиный – один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов Петербурга. Но цепь истории на этом вряд ли оборвется. А новые легенды обязательно проложат мостик между прошлым и будущим.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация