Плагиат? Скульпторы судятся из-за памятника Суворову в Уссурийске
Как отстоять авторские права?! Сын скульптора Олега Комова утверждает, что памятник Суворову, установленный летом 2018 года в Уссурийске, точно копирует работу отца. В ситуации разбиралась Юлия Кундрюкова.
Скульптор Владимир Сержантов-Шульц исключен из Московского Союза художников, а также из членов скульптурной секции Союза художников России. Двери прежней мастерской для него закрыты навсегда. Вещи он недавно перевез на новое место. Здесь же – гипсовый вариант памятника, который в Союзе художников назвали плагиатом.
«Работы много, работаем все время. У художника всегда много работы. Должно быть, по крайней мере. Не унываем», – заявил Сержантов-Шульц.
Он выиграл суд. Но коллеги и многие прежние друзья продолжают обвинять его в плагиате. Ведь два памятника – авторства Шульца и советского скульптора Олега Комова – так похожи. По крайней мере на фотографии.
Илья Комов – сын Олега Комова, народного художника СССР – этот суд проиграл. Но уверен, что справедливость на его стороне. Ведь все же, мол, видят: памятники как две капли воды похожи. На Суворовской площади в Москве в 1982 году торжественно открыли мемориал полководцу, над которым Олег Комов работал несколько лет.
Владимир Сержантов-Шульц подготовил своего Суворова. В июне 2018 года в Уссурийске, на территории Суворовского училища открыли его памятник.
У Ильи Комова в исковом требовании был демонтаж памятника в Уссурийске и 5 миллионов рублей компенсации. На вопрос похожи памятники или нет, ответила искусствовед Ольга Калугина. На суде она представила одну из экспертиз. Всего их было три.
«Те штрихи, типа навесить лишние ордена, поменять форму обувки, которые были опять же-таки без согласования с правообладателем внесены в эту работу, они ничего принципиально изменить не могут», – заявила главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства РГГУ, доктор искусствоведения Ольга Калугина.
Ни один из участников этого дела, кроме Владимира Сержантова-Шульца, в Уссурийске не был. Экспертиза строилась на основе фотографий. Вот они. Среди отличий сторона Шульца указала ордена, поворот ноги и отсутствие шпор. У памятника работы Комова из наград – только орден Святой Анны, а на сапогах есть шпоры. Среди прочих отличий – размер и форма постамента. И самый главный довод, который был принят судом – портретное сходство с исторической личностью не может быть плагиатом.
«Исходя из того, что лицо мы поменять не можем, одежду практически незначительно, да? Потому что не оденем же мы его в костюм или смокинг, то остается поза, расположение ног, рук и поворот головы. Ну, в моем понимании, как человека, который дилетант в искусстве, наверное, может еще разворот плеч или что-то еще. Все-таки эти изменения были», – пояснил представитель Владимира Сержантова-Шульца в суде Владимир Денисов.
«Постановка ног, руки, подзорной трубы – точно такая же. Сапоги такие же. То есть, детали они здесь не принципиальны, но они даже детали очень мало изменили. Чуть-чуть они только поворот ступни повернули. И всё, и шпоры убрали. Как будто бы Суворов не был кавалеристом», – заметил художник, сын О. Комова Илья Комов.
Владимир Сержантов-Шульц утверждает, что для создания памятника он обращался в Военно-историческое общество, консультировался с экспертами по военной форме, изучал вопрос досконально.
«Если бы с применением каких-то спецсредств, если бы занимались каким-то 3D моделированием, то я понимаю, конечно. Это может быть какой-то плагиат и воровство. Или мы бы занимались, сняли формы и отлили, не делали промежуточные модели, не лепили бы – это тоже, конечно, воровство», – пояснил скульптор Владимир Сержантов-Шульц.
Сторонники Комова замечают, поза у памятников одна и та же. И рассуждают: Суворову в исполнении Шульца можно было, например, присесть. Но кто же его посадит? Так шутливо отвечает другая сторона. Так как же автору памятника защититься от плагиата?
«Ответ очень простой – никак. Потому что каждый раз это будет приводить к судебным спорам. Единственное, что может сделать автор оригинального произведения – это все-таки, есть такие методики, как депонирование произведения в соответствующих организациях, регистрация. Но гарантировать, что никто не возьмет и не будет изготавливать какие-то аналогичные копии, никто не может», – заявил директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства Эрик Вальдес-Мартинес.
Великий полководец Александр Суворов говорил: «Никогда самолюбие не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей». Вывод из этой ситуации вряд ли может утешить скульпторов. Да, плагиат законом запрещен. Но вот доказать, что это именно плагиат, можно только в суде, и только правильно подобрав доказательства. И все же, помимо высшей инстанции, есть и суд общественности – мнение коллег, искусствоведов, обывателей. И это влияет на репутацию художника не меньше.