Театр на Малой Бронной представляет премьеру спектакля "Благоволительницы"
"Благоволительницы" – теперь на сцене. Первую в нашей стране постановку романа Джонатана Литтелла выпускает Театр на Малой Бронной. До сих пор автор одного из самых спорных текстов начала века отказывал режиссёрам в постановке. На спектакле побывала Яна Музыка.
Для режиссера Микиты Ильинчика – это дебют на столичной сцене. В прошлом году он окончил ГИТИС – мастерскую Крымова-Каменьковича. Еще в студенческие годы работал с отрывком романа "Благоволительницы", действие которого происходит во время Второй мировой войны. И вот – спектакль. Молодому режиссеру из Белоруссии тема лично близка.
"Это касается моего дома в деревне, который насквозь пробит пулями и там до сих пор соколки этих пуль. Это касается моей земли, на которой было огромное количество концлагерей – детских и взрослых – это касается истории моей семьи, людей, которые должны были поехать в концлагеря и так далее. Поэтому для меня это, конечно, очень важно", – признался режиссер Микита Ильинчик.
Микита рассказал, что в процессе работы сложнее всего было сделать инсценировку огромного романа Джонатана Литтелла.
"С одной стороны, текст Литтелла – это что-то сомнамбулистическое, кое-то видение, которое растворяется, потом фиксируется. С другой стороны, это максимальная конкретность, максимальная документальность. Это какой-то поток сознания без диалога с описанием природы, местности, чувств, запахов, физиологии.
Главный герой – офицер СС. Он рассказывает про Бабий Яр, Сталинград, Освенцим. По словам режиссера, его интересовало, как влияет на человека травма. Не важно, получена она на войне или в семье. Актеры говорят, во время репетиций много дискутировали с постановщиком – как говорить о войне?
"Надо с ним согласиться, он абсолютно не хотел здесь никакой войны. Не хотел ни показывать войны в этом спектакле, никакую нацистскую атрибутику, ни русскую атрибутику – никакой. Это спектакль о людях и что война делает с людьми", – говорит актер Дмитрий Цурский.
Артисты уверяют, в процессе работы с молодым постановщиком учились друг у друга.
"Молодые, эти вот молодые, теперешние, так называемые "зумеры", я не знаю, у них по-другому устроены мозги. Они иные, они видят какие-то вещи, привычные нам, иначе. Они мыслят не впрямую. У них больше каких-то метафор, символов, образов", – отметила актриса Марина Орел.
В этом спектакле о войне нет громких сцен. Актеры говорят тихо, ощущение, что находишься с ними в одной комнате. И в какой-то момент в этой камерной постановке дистанция между сценой и залом полностью исчезает.