21 февраля 2021, 20:07 21 февраля 2021, 21:07 21 февраля 2021, 22:07 21 февраля 2021, 23:07 22 февраля 2021, 00:07 22 февраля 2021, 01:07 22 февраля 2021, 02:07 22 февраля 2021, 03:07 22 февраля 2021, 04:07 22 февраля 2021, 05:07 22 февраля 2021, 06:07
  • Александр Рогаткин

Невиданные крылатые роботы: эксклюзивный репортаж о беспилотниках

  • Невиданные крылатые роботы: эксклюзивный репортаж о беспилотниках
Александр Рогаткин – первый журналист, который узнал об ударном охотнике-невидимке С-70 все. Что умеют летающие роботы? Только в "Вестях недели" – первые кадры российских беспилотников в Сирии.

В канун Дня защитника Отечества специальный корреспондент ВГТРК Александр Рогаткин специально для "Вестей недели" подготовил большой репортаж о российских беспилотниках. Среди снятого есть и невиданные ранее крылатые роботы.

Это настоящая сенсация и полный эксклюзив – ударный беспилотник-невидимка "Охотник". Его впервые показывают журналистам, и эти журналисты – мы. Посмотрите, какие величественные размеры у этой "птички". Можно даже подойти и постучать по ее могучим крыльям – это не какая-нибудь там фанера, а уникальный композитный материал.

Реактивный беспилотник С-70 разработали в конструкторском бюро Сухого, а впервые он поднялся в воздух в сентябре 2019 года. И уже через некоторое время летал вместе с истребителем пятого поколения Су-57. Этот полет проходил в строжайшей секретности.

Невероятный тандем летающего робота и сверхзвукового самолета снимали операторы Министерства обороны. И только после удачной посадки кадры распространили в прессе. Но теперь главный конструктор "Охотника" Сергей Бибиков лично показывает нам свое детище.

"Сроки создания крайне сжатые – 3 года на работу по созданию нового самолета. Это беспрецедентно мало", – отметил Бибиков.

С-70 – это первый российский беспилотник, построенный полностью по технологии "cтелс", когда угловатые формы и специальные материалы делают самолет невидимым для радара.

"Основная сложность – это, конечно, отсутствие в должной мере электронной компонентной базы и отставание с точки зрения базовых технологий, которое было изначально. Сейчас нам удалось в определенной степени наверстать это отставание", – отметил Сергей Бибиков.

Управляет "Охотником" летчик-испытатель, Герой России Евгений Фролов. Никому другому такую дорогущую и уникальную технику просто не доверят.

"Здесь все-таки ручные органы управления, которые практически полностью соответствуют пилотируемому аппарату. В будущем этот аппарат, естественно, будет чисто в автомате. Там уже таких органов управления не будет. И ручного управления, наверное, вообще не будет", – сказал Фролов.

Они летели рядом, буквально касаясь друг друга крыльями. И со стороны казалось, будто большая хищная птица учила несмышленого птенца чувствовать небо. Там, в облаках, они быстро нашли общий язык, который так пригодится на поле боя.

"Там говорить ничего не надо, просто он там сам определяет, кому какую цель назначить. И он, соответственно, ее атакует. Причем атакует с информацией от самолета, который ее обнаружил", – пояснил Евгений Фролов.

Российский "Охотник" – полноценный боевой дрон, оснащенный бомбами и ракетами. Он может действовать совместно с истребителем, обмениваясь с ним информацией, и одновременно наносить удар по вражеским целям. Такого пока нет ни у кого в мире.

"Сведений о том, что сейчас разрабатываются в США нечто аналогичное программе "Охотник", у нас нет. Там есть достаточно большое количество других разработок по беспилотным летательным аппаратам (среднего и тяжелого класса). Но с другим назначением и с другими задачами", – отмети Сергей Бибиков.

Министерство обороны планирует принять "Охотники" на вооружение уже через два года. Но ударные беспилотники российской армии нужны уже сейчас.

Война в Карабахе стала триумфом для ударных беспилотников. Летательные аппараты турецкого производства обеспечили Азербайджану убедительную победу. "Байрактары" или, если переводить с турецкого, "знаменосцы," в первые недели боев подавили разрозненную противовоздушную оборону Нагорного Карабаха и практически полностью уничтожили армянскую бронетехнику.

- А где же все-таки российские ударные беспилотники? Неужели мы отстаем даже от Турции?

- Я хочу обратить ваше внимание на “Альтиус” – наш современный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат, – говорит Сергей Тюгай, заместитель начальника беспилотной авиации главного командования ВКС РФ.

- Он просто огромный!

- Конечно, потому что это наша гордость. По многим параметрам и характеристикам данный образец разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата превосходит аналоги зарубежных ведущих стран мира.

Тяжелый беспилотник "Альтиус" с размахом крыльев под 30 метров можно сравнить с американским ударником Reaper ("Жнец"), только у российского два двигателя, а не один. Он может забираться на высоту 14 километров и находиться в воздухе двое суток.

"Он летает так же далеко, как у нас летают наши тяжелые бомбардировщики, свыше 3,5 тысячи километров", – рассказал Сергей Тюгай.

Вот только в отличие от классического бомбардировщика беспилотник дешевле в несколько раз, обладает новейшим сверхточным оружием и – главное – в нем нет экипажа.

"Беспилотные летательные аппараты также подвержены воздействию ПВО и могут быть сбиты. Только в одном случае мы потеряем очень ценное – это офицера, летчика, а в этом случае мы потеряем только железо", – сказал Сергей Тюгай.

Сейчас "Альтиус" проходит военную приемку, а вот беспилотные "Орионы" уже поступают на вооружение, недавно они прошли в Сирии еще и боевые испытания.

"Они прошли не только успешно – они доказали свою жизнеспособность. И на данный момент уже идут поставки в Вооруженные силы РФ данных беспилотных летательных аппаратов", – отметил Тюгай.

Вот этот беспилотник в пустынном камуфляже только что прилетел из Сирии на техническое обслуживание. На его борту по традиции – красные звезды. И этот "Орион", судя по всему, совершил почти 40 вылетов. Буква "р" означает, что вылет был разведывательный, а буква "Б" – что вылет был боевой, ударный.

Полковник Сергей Тюгай показывает видео прямо из Сирии. Эти кадры были засекречены, кроме военных, их еще никто никогда не видел. Боевое применение российского ударного беспилотника по радикальным исламистам. Вот "Орион" отрывается от взлетной полосы. Вот в условиях облачности он заходит на цель.

"Вот сейчас он ведет разведку. Погодные условия очень сложные – идет нижняя облачность. После того как он вышел на цель, он наводится на цель, наносит огневое поражение, в результате цель поражена", – рассказывает Сергей Тюгай.

При сильной облачности и ночью "Орион" применяет для прицеливания тепловизор и камеру ночного видения. Вот российский беспилотник уничтожает склад с боеприпасами террористов.

"Я хотел бы ваше внимание обратить на точность применения. Рядом находятся какие-то здания, сооружения, объекты. Но применение боеприпаса с наших беспилотных летательных аппаратов идет именно по цели, никаких отклонений нет", – подчеркнул Сергей Тюгай.

"Орион" оснащен современным высокоточным оружием: это и корректируемые бомбы, и ракеты с лазерным наведением. Правда, показать мы их пока не можем – это все еще очень и очень секретно.

Сейчас разведывательные и ударные беспилотники для российской армии – одна из приоритетных задач. За последние 8 лет стране удалось совершить настоящий технологический прорыв. Министр обороны РФ Сергей Шойгу взял это под личный контроль. Военное ведомство грозит судебными исками всем, кто попытается сорвать государственный оборонный заказ.

Российская армия получает полную линейку беспилотной авиации. самые маленькие разведчики "Тахионы" и "Элероны" обеспечивают действия небольшой группы бойцов на передовой.

Разведывательные “Орланы” несут уже более тяжелую аппаратуру. Они оснащены 12 камерами высокого разрешения – для создания трехмерных карт местности. Беспилотники могут корректировать огонь артиллерии.

"Летательный аппарат летает на высоте до 5 километров, дальность у него – 120 километров. В небе находится около 10 часов, запускается он катапультным способом путем натягивания системы натяжения, которая состоит из жгутов", – рассказал Илья Чередов, техник-инструктор Центра авиации Министерства обороны РФ.

Управляют разведывательными беспилотниками из передвижных операторских пунктов, а приземляются "Орионы" на парашюте прямо к месту следующего запуска.

В Коломне, на базе бывшего артиллерийского училища, создан Центр подготовки специалистов для беспилотной авиации. Здесь готовят техников и операторов.

"Орионы" разрабатывает компания "Кронштадт", которая появилась 15 лет назад. Ей с нуля удалось создать современное высокотехнологичное производство.

"За время разработки этих комплексов мы практически создали целую технологическую отрасль по производству крупноразмерных беспилотников, которой просто не было в нашей стране раньше", – подчеркнул : Николай Долженков, генеральный конструктор АО "Кронштадт".

Николай Долженков – один из основателей компании "Кронштадт". В 80-е годы Долженков был конструктором советского разведывательного комплекса "Пчела".

"Этот комплекс был на тот момент самым совершенным в мире. Таких комплексов, доведенных до серийного производства, в мире не было ни у кого, – сказал Долженков. – А потом стремительно в силу падения интереса вообще к новым разработкам, в частности, к беспилотникам в частности, был огромный перерыв. Мы потеряли очень большое количество времени. Точнее, это было безвременье, когда никто ничего не делал".

Беспилотники "Пчела" успешно применялись во время чеченской войны, но дальнейшего развития и модернизации этот комплекс так и не получил.

Современные российские беспилотники, как у нас зачастую бывает, – это хорошо забытое прошлое. Их разрабатывали еще в Советском Союзе с 60-х годов. Причем это были не какие-то планеры с пропеллером, все было достаточно серьезно.

Реактивный беспилотник Ту-141 "Стриж" мог летать на скорости звука на сотни километров, фотографировать местность и возвращаться на базу. Его разработали в конструкторском бюро Туполева. И уже к началу 80-х "Стриж" был взят на вооружение советской армией.

"Именно этот беспилотник и вскрыл противовоздушную оборону стран НАТО. Он летал в нейтральных полосах и за счет РЛС бокового обзора вскрывал всю работу радиотехнических средств. При этом страны НАТО не сразу поняли, что летает, где летает", – сказал Алексей Леонков, эксперт журнала "Арсенал Отечества".

Запускали "Стрижей", как и баллистическую ракету, со специального пускового контейнера, который был установлен на тягаче.

"А приземлялся когда он, то гасил скорость, и на определенной высоте срабатывала автоматика, выстреливался парашют, и он на парашютах медленно опускался. А там его уже ловил, как говорится, расчет этого беспилотника", – пояснил Алексей Леонков.

После распада Советского Союза "Стрижей" и их облегченные модификации "Рейсы" постепенно списали в утиль. Несколько десятков реактивных беспилотников остались на Украине. Последний раз о них слышали в 2014 году во время операции Киева против восставшего Донбасса. Летательный аппарат с трезубцем на хвосте упал под Донецком, поставив этим печальную точку в истории советской беспилотной авиации.

Новая эпоха российских беспилотников уже открыта. Они постепенно расправляют крылья и занимают свое место на горизонте национальных интересов государства.

Вот он, наш завтрашний день – "Гром" среди не очень ясного неба мировой политики, так называемый ведомый боевой робот с искусственным интеллектом. Его уже разрабатывает компания "Кронштадт".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация