В Большом театре премьера "Саломеи" в постановке Клауса Гута
Сегодня вечером в Большом театре – премьера. Оперу Штрауса "Саломея" поставил немецкий режиссёр Клаус Гут. Он обращается к этому произведению во второй раз и признается, что почти никогда не ставит одну и ту же оперу по-разному, но "Саломея" – исключение. Подробности в репортаже Елены Ворошиловой.
Девочка в черном бархатном платье. Это Саломея. Вот она играет с куклой, и уже колотит ею по сцене. В этих деталях весь Клаус Гут. О спектаклях немецкого режиссера говорит весь оперный мир. Он считывает классику особенно, "по-гутовски".
"Мне кажется я играю в игру, которая есть в самой "Саломеи". Это особенно видно в живописи. С одной стороны, это прекрасно, с другой – жестоко. Тоже и в музыке Штрауса – очень мелодичной, красивой и в тоже время, обладающей огромной разрушительной энергией", – рассказал режиссер-постановщик Клаус Гут.
Разрушительную энергию Саломеи Рихарда Штрауса мир прочувствовал больше ста лет назад. Композитора вдохновил библейский миф, пересказанный Оскаром Уайльдом, об Ироде и Саломее, которая за свой танец попросила голову Иоанна Крестителя.
Клаус Гут и швейцарский сценограф Этьен Плюс, сделали спектакль, напоминающий черно-белое кино. герои в современных костюмах в атмосфере викторианской эпохи – времени, когда Уайльд написал свою Саломею.
"Черный и белый – самый большой контраст, который есть. Мы выбрали эти цвета, чтобы показать контраст между мирами Ирода и Иоканаана", – сообщил сценограф Этьен Плюсс.
Пьесу Уайльда и оперу Штрауса то запрещали, то разрешали. В Большом – Саломеи не было почти девяносто лет. Туган Сохиев решил восстановить историческую справедливость.
"Если бы в ХХ веке Штраус не написал Соломею, то опера жила бы по другим законам. Это все равно как Караваджо, и вся живопись после него. Он кардинально изменил взгляд на живопись. Тоже самое сделал Штраус", – заявил дирижер-постановщик Туган Сохиев.
Образ Саломеи добавляет провокационность и в без того пограничный сюжет. Асмик Григорян пела партию Саломеи на фестивале в Зальцбурге. Шутит – синдром ее героини проявляется только во время спектакля.
"Я – Саломея сегодня, потому что мне ее сегодня исполнять. Когда я делаю другую роль, я меньше Саломея, а больше та роль, которую я делаю", – призналась солистка Большого театра Асимик Григорян.
Оперные звезды – итальянка Анна Мария Кьюри, немцы Винсент Вольфштайнер и Томас Майер – впервые поют в Большом. Счастливы, что в пандемию работают на одной из лучших сцен мира, да еще с Клаусом Гутом. Кстати, режиссер изменил финал оперы – спас Саломею.