"Убивали несколько часов": полицейские не приехали к студентке
Судебное разбирательство о зверском убийстве девушки в Кемерове получило продолжение в суде. На сей раз за решеткой не сам убийца, а те, кто проигнорировал многократные просьбы жильцов о помощи. В ту злополучную ночь 23-летняя студентка долго звала на помощь, соседи несколько раз вызывали полицию, но стражи порядка на вызов так и не приехали. Их равнодушие стоило девушке жизни.
Просторный и с виду уютный зал Ленинского районного суда Кемерова с мягкими красными креслами, словно в театре. Места в первых рядах занимает майор полиции Михаил Балашов. Рядом его сослуживец, одетый скромнее, капитан Дмитрий Тарицын. Их обвиняют в халатности, из-за которой в январе прошлого года была жестоко убита 23-летняя местная жительница Вера Пехтелева. Своей вины подсудимые не признают.
- Человека убивали несколько часов подряд.
- Мне жаль, что я могу сказать.
- В расшифровке записи звучит понятие "бытовуха". Поэтому наряд полиции не приехал?
- Все вопросы в пресс-службу.
Вера Пехтелева погибла, как считает следствие, от рук своего возлюбленного, с которым девушка хотела прекратить отношения. Согласно материалам уголовного дела, 21-летний Владислав Канюс задушил ее шнуром от утюга. Но прежде пытал, не оставив на своей избраннице живого места. Громкие крики разбудили жильцов общежития. Перепуганные люди семь раз звонили в полицию, но никто не приехал. В конце концов соседи сами вскрыли металлическую дверь ломом, но помогать уже было некому.
- Подошел, пощупал, а она холодная уже. Скорая приехала, потом полиция.
Сообщения о драке в общежитии поступали в Ленинский отдел полиции Кемерова. В 4:55 оперативный дежурный майор Балашов узнал о происшествии, но экипаж на вызов не отправил. Якобы все сотрудники были уже задействованы. В ту ночь выезжали на кражу и драки.
- В районе, в городе вообще нет нарядов. Вообще нет нарядов. Всем .... Всем вообще …! А виноваты будем мы с тобой.
Эту фразу Балашов произнес еще до известия об убийстве, словно предчувствовал, чем может обернуться позднее реагирование. Майор совершил несколько звонков – попросил подкрепление у коллег из соседнего отдела и даже ГИБДД: свободных людей так и не нашлось. Затем Балашов куда-то ушел, возможно, посчитал, что все обойдется. В дежурной части его сменил Дмитрий Тарицын. А в 6:31, то есть через полтора часа после первого сообщения, капитан полиции зафиксировал уже убийство.
Полицейские оказались под следствием. Однако сотрудничать с СК отказались и своей вины по-прежнему не признают.
"Следствием собраны неопровержимые доказательства преступной деятельности сотрудников полиции. В рамках расследования уголовного дела в ГУ МВД России по Кемеровской области направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления", – сообщила Валентина Матвеева, заместитель руководителя следственного отдела по Ленинскому району СУ СК РФ по Кемеровской области – Кузбассу.
Сотрудники собственной безопасности Главного управления МВД по Кемеровской области провели внутреннюю проверку. По ее итогам в Ленинском отделе полиции сменился начальник, уволен и один из заместителей.
"Ситуация страшная, трагическая. Погибла 23-летняя девушка. Помимо оперативного сопровождения уголовного дела по факту назначили проверку в отношении ряда должностных лиц, которые допустили халатность при поступлении сигнала. Ее материалы передали в Следственный комитет", – сказал начальник УМВД России по г. Кемерово Владимир Шкурко.
За проявленную халатность Балашову и Тарицыну может грозить штраф. С этим изначально были не согласны родственники убитой девушки. Их на первом заседании по делу полицейских поддержал гособвинитель. "Сторона обвинения считает, что квалификация действий полицейских в халатности дана неверно. Есть основания для квалификации по более тяжелой статье и соответственно для назначения более сурового наказания", – отметила старший помощник прокурора Кемеровской области Елена Тушкевич,
В итоге Фемида поддержала это ходатайство, и уголовное дело возвращено прокурору для переквалификации. Суд счел обоснованными доводы, что между гибелью Веры Пехтелевой и бездействием полицейских возможна прямая причинно-следственная связь. Это значит, что судить Балашова и Тарицына могут уже за халатность, повлекшую смерть человека. А это до пяти лет лишения свободы.