Забыл сообщить об аварии: как страховщики наживаются на виновниках ДТП
Отвлекся на секунду и догнал машину впереди: Сергей Баранников вспоминает, как еще в 2019 году стал виновником небольшой аварии. Думал – плевое дело, однако все оказалось куда серьезнее.
"Составили европротокол, я еще раз извинился перед человеком, и мы разъехались. Проходит год и два месяца. Никаких уведомлений я не получал, и вот приходит сообщение из банка, что моя карта заблокирована. Решением суда я должен страховой компании по регрессу 77 тысяч рублей", – рассказал автовладелец.
Компания подала на Сергея в суд, так как он не уведомил страховщика об аварии в пятидневный срок.
"Зацепившись за такую мелочь и вот эту букву закона, юридический отдел отработал свои деньги", – отметил Баранников.
Увы, раньше такие иски действительно были распространенной практикой – компании взыскивали полную стоимость ремонта с виновников ДТП, которые забыли или просто не знали, что страховщику нужно привезти копию постановления об аварии. Однако с 1 мая 2019 года такую ответственность для водителей отменили. Законодатель справедливо рассудил, что наказание избыточное, ведь компании и так узнают о факте аварии от пострадавшей стороны.
"С точки зрения виновника обязанность с него не снимается – в законе она как была, так и есть. Другое дело, что такой жесткой санкции в виде регрессного иска с требованием к виновнику, который не передал это извещение, – такой санкции теперь в законе нет", – пояснил замначальника управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков Андрей Маклецов.
Однако от "легких денег" некоторые недобросовестные страховщики, похоже, так и не отказались. Катерина попала в ДТП уже после отмены наказания, но компания все равно потребовала с нее средства за ремонт. Основание все то же – забывчивость девушки.
"Я написала в компанию, что с 1 мая 2019 года данная поправка больше не имеет силы и страховая не имеет права предъявлять претензии, – вспоминает Катерина Орсик. – В суд страховая не явилась, я смогла подготовиться с юристом и выиграла суд".
Теперь девушка намерена подать встречный иск на компенсацию расходов на юриста и моральный вред, ведь ей пришлось побегать по судам и изрядно понервничать. И таких примеров, увы, масса, говорят юристы.
"Страховые компании до сих пор предъявляют такие требования направляют их в досудебном порядке и многие граждане, не зная норм, соглашаются и производят выплаты в пользу страховой", – констатирует адвокат Тимур Матвеев.
Нужно рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности страховых компаний за рассылку таких уведомлений, ведь данная норма уже отменена. На такие "выкрутасы" следует обратить внимание регулятору и даже правоохранительным органам и привлечь к ответственности тех, кто массово "разводит" граждан.