Выберите регион

Смотрим на

Выставка к 200-летию Афанасия Фета открылась в литературном музее имени Даля

Экспозиция "Быть Фетом" открывает новые грани творчества классика.

К 200-летию со дня рождения Афанасия Фета Государственный музей истории российской литературы представил новую выставку. Трудно ли "Быть Фетом" – выясняла Мария Трофимова.

Начать с не привычной биографии, а со стихов. При входе на выставку, посетитель оказывается в темном пространстве, сразу оставаясь наедине с поэзией. Визуальная форма усиливает содержание зрительных и световых метафор. Поэзия Фета здесь посвящена черному и белому, тьме и свету.

"Мы все привыкли считать стихи Фета гадкими, совершенными стихами. То, что в них содержится – монотонно скучно, однообразно, так может показаться, и почти непостижимо для современного человека, который привык читать только короткие сообщения в соцсетях. Мы хотим, чтобы человек, который войдет в выставочное пространство в Трубниковском переулке, и тот, который выйдет – это были два разных человека. Второй навсегда заболел Фетом", – заявил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.

Человек задумчивый, мрачный и обремененный житейскими заботами, при этом вдохновенно воспевал природу, любовь и чувства. Проследить все это, нарушив правила монотонного рассказа, предлагают через жизненные сюжеты. Создав при этом цельный образ поэта. Поэтому второй зал – то ли детская, то ли веранда. Здесь – в центре в стеклянных кубах – поэтические сборники от самого первого "Лирический пантеон" – он вышел в 1840 году – до последнего. Впрочем, привычный раздел о биографии тоже есть.

"Его воробьевский период, когда он занимается хозяйством, конями. Вон там Фет на ослике. Это известная фотография. Вот та самая Воробьевка, о которой я говорю. Это фотографии Фета, его мест, где он бывал, людей, с которыми его свела судьба, с кем он дружил, с кем находился в сложных отношениях", – рассказала куратор Ирина Ерисанова.

Считается, что рукописи, архивные материалы – это самое скучное в музее. Организаторы проекта доказывают обратное, называя эту часть выставки "Поэзией документа". Из личных вещей поэта не сохранилось ни одной. Но вот этот Афанасий Афанасьевич совершенно точно держал в руках. Этот фамильный герб был заказан им для возвращения подлинной фамилии Шеншин – это единственное из меморий, что сохранилось от Фета.

"Что такое Шеншины – это трехсотлетний род. Дворянский, столбовой, ведущий свое начало от некоего воеводы, который ездил на конях с серебряными подковами. Фет, лишенный с 14-летнего возраста возможности примкнуть к этому могучему древу, когда он встал на ноги, получил возможность купить землю, стал известным поэтом, были деньги. Он занялся вопросом возвращения имения своего отца", – сообщила куратор Дарья Решетникова.

Многие считают, что биография Фета однообразна и неинтересна. На самом деле – шутят кураторы, если заглянуть во внутрь, она тянет на хороший мини-сериал. В жизни поэта масса мифов и таинственных вещей. Тайна рождения, любовь к Марии Лазич, которая трагически погибла. Да и сама тайна его смерти. Последний раздел – "мифология Афанасия Фета"- пространственная инсталляция. Ее создатель Евгения Ионова – предлагает визуальный рассказ о поэте в стиле героического мифа.

Читайте также

Видео по теме