"Ненависть" Спилберга: что вы узнаете из документального фильма
Премьера на медиаплатформе "Смотрим" – документальный фильм "Ненависть". В шестисерийном проекте Стивен Спилберг и Алекс Гибни исследуют природу разрушительного чувства и ищут ответ на вопрос: почему мы ненавидим? Оскароносные продюсер и сценарист проделали огромную работу. В их картине – архивные кадры главных потрясений в истории человечества, от истребления нацистами евреев и рабства в Америке до геноцида в Руанде и противостояния Израиля и Палестины; интервью с бывшим вербовщиком террористической организации и умершим в конце 2020-го палачом "красных кхмеров"; взгляды на школьный буллинг, массовые убийства, пропаганду и экстремизм; комментарии нейробиологов, журналистов и клинических психологов.
Увидеть масштабную работу Стивена Спилберга и Алекса Гибни можно на платформе "Смотрим" 5 марта. Коротко рассказываем о главных темах, которые создатели подняли и попытались объяснить в фильме "Ненависть".
Ненависть в природе
Насколько древнее это чувство – ненависть? Испытывать его может только человек? Или оно пришло пришло к нам от далеких предков в процессе развития? Ответы на эти вопросы ищет эволюционный антрополог Брайан Хэйр. Ученый наблюдал за ближайшими "родственниками" Homo sapiens – шимпанзе и бонобо. Первые склонны к агрессии ради доминирования и контроля: их альфа-самцы убивают детенышей и конкурентов, приходя на новую территорию. Для второго вида такое проявление ненависти не характерно.
Различия в поведении обезьян ученые объясняют их средой. Бонобо обитают на южном берегу реки Конго, где не нужно беспокоиться о пропитании. В ареале шимпанзе ресурсов куда меньше, и за них приходится бороться – с помощью агрессии.
"Так же поступают и люди. Мы стремимся упрочить свой статус, доминируем и используем силу. Делаем так всегда, когда нам это на руку. Внутри группы мы бываем более любящими и добрыми, чем бонобо. Но мы склонны к противостоянию. И по отношению к другим группам можем быть более агрессивными, чем шимпанзе", – объясняет Брайан.
Если приматы способны на агрессию, присуще ли им чувство справедливости? Способны ли мы с младенчества отличать хорошее от плохого? И как природа формирует наш характер? Поиск ответов – в серии "Происхождение" документального фильма "Ненависть".
Ненависть в политике и спорте
Когнитивный психолог Лори Сантос изучает трибализм – форму групповой обособленности, основная черта которой – враждебность по отношению к другим группам. В мирное время ярче всего трибализм проявляется в спорте и политике, когда фанаты "Арсенала" ненавидят "Тоттенхэм", а демократы – республиканцев. В основе чувства лежит племенная модель поведения, ставшая залогом выживания в первобытном обществе.
Спустя тысячелетия потребность объединяться в тесные кланы осталась, но приняла новые формы. Истоки вражды из-за политических убеждений – все та же преданность стае. К трибализму прибавляются убеждения и ценности, из-за чего узы внутри общности только крепнут. Такие связи ослепляют: люди игнорируют факты, которые порочат их группу, и обращают внимание лишь на позитивную информацию. Это становится благодатной почвой для конфликтов, поддерживаемых необъективными данными в СМИ.
"Несмотря на стремление делить всех на "своих" и "чужих", заложенное в нас природой, критериев, по которым происходит деление, очень много. Но мы можем их менять. Иногда группы людей, ранее враждебных друг другу, объединяются ради общей цели. Хорошая новость: понятия "свой" и "чужой" относительны. Всегда есть шанс изменить ситуацию и преодолеть ненависть", – говорит Сантос.
Подробнее о феномене – в серии "Трибализм".
Ненависть в школах
Около 30% подростков время от времени подвергаются травле, над каждым десятым жестоко издеваются постоянно. Заложено ли стремление к давлению и унижению в нас? Возможно, это наследие предков: ранее подобные испытания считались обрядом инициации, который делает ребенка сильнее. Но в современности к проблеме относятся все серьезнее – из-за роста числа суицидов среди детей.
Как говорит клинический психолог Трейси Вейланкур, мы неверно представляем себе школьного агрессора. На первый взгляд – это хулиган и задира, на самом же деле – человек, который пользуется уважением и избегает наказания. Другая психология – у людей, чья ненависть проявляется сразу к группе и приводит к массовым убийствам.
"Мне кажется, у всех массовых убийц есть нечто общее: мир не оправдал их ожиданий. Девушка отказала, у сверстника машина лучше, кто-то задел их плечом и не извинился. Они помнят каждую обиду и тем самым подпитывают в себе злость", – рассуждает Трейси.
Именно затравленные люди чаще всего становятся массовыми убийцами. Можно ли предотвратить эти трагедии? Об этом – в серии "Происхождение".
Ненависть в истории
Патрисия Селлерс – специалист по международному уголовному праву, изучающая преступления против человечности и геноцид. В их основе – концепция различия людей по расе и другим признакам. А также дегуманизация, цель которой убедить, что "другие" – не люди, а дикари. Такой лозунг в сознании масс оправдывает любое насилие.
"Преступления против человечности – не следствие ярости, когда тебе просто не нравится сосед. К этому приходят постепенно. Постоянные провокации и пропаганда заставляют думать, что какие-то люди – наши враги и мы должны защищаться. Так ненависть и насилие становятся нормой", – говорит Патрисия.
У преступления против человечности всегда есть лидеры. Но как они способны извратить понятия и представить ненависть как любовь – любовь к себе и своему народу? Чтобы ответить на вопрос, фильм изучает периоды рабства и его отмены в Америке, революции "красных кхмеров" в Камбодже, геноцида в Руанде. Подробности – в серии "Преступления против человечности".
Ненависть в головах каждого из нас
В фильме "Ненависть" – не только рассуждения, интервью экспертов и героев, исторические кадры. Еще – научные объяснения ненависти и процессов в головном мозге, связанных с этим чувством. Вот лишь некоторые факты.
- Один из отделов мозга – префронтальная кора. Благодаря нему мы способны задумываться о будущем, проигрывать сценарии и оценивать последствия. Но развивается он медленнее остальных отделов и к подростковому возрасту еще не успевает созреть. Именно поэтому школьники-убийцы не до конца понимают, что делают.
- Исследования показывают, что политические убеждения, так часто становящиеся причиной ненависти, на 50% обусловлены наследственностью. И даже если среда меняет убеждения, с возрастом мы возвращаемся к генетическому коду. Мы по природе запрограммированы на диаметрально противоположные взгляды, что заставляет конфликтовать и враждовать.
- Есть версия, что дегуманизация отключает часть мозга, которая отвечает за эмпатию и сочувствие. Когда мы видим людей, которым сопереживаем и которых считаем похожими на нас, в мозге активизируется зона, именуемая медиальной префронтальной корой – она отвечает за социальную сферу. Но если речь заходит о враждебных группах, активность этой части мозга снижается. Значит, мы физически не можем сочувствовать людям, которых считаем чужаками.
Объясняющих и порой удивляющих фактов и разговоров в фильме "Ненависть" гораздо больше. На экране – истории бывшей участницы баптистской церкви Вестборо, именуемой "группой ненависти". Рассказ скинхеда, который отказался от убеждений после работы с руководителем-евреем. Жизнь людей в секторе Газа в постоянном страхе.
"Но это не просто демонстрация примеров ненависти, это попытка понять причины убеждений и причины такого поведения, – комментировал фильм телепродюсер Ховард Шварц. – А затем – "распаковать" их и осознать таким образом, чтобы скорректировать свое мышление. Этот делает документальный фильм особенным и уникальным".