Выберите регион

Смотрим на

В Госфильмофонде завершена реставрация фильма "Радуга"

Лента вышла на экраны в 1943 году и стала классикой советского кинематографа военного времени

В Госфильмофонде завершена реставрация фильма Марка Донского «Радуга». Лента вышла на экраны в 1943 году и стала классикой советского кинематографа военного времени. Завтра исполнится 120 лет со дня рождения режиссера. Станислав Анисимов продолжит.

Ильдар Якубов – главный специалист по цифровой реставрации Госфильмофонда – не привык работать при таком свете. Ведь только в темноте заметны мельчайшие дефекты пленки. Идет заключительный этап работы над «Радугой» Марка Донского – процесс цветокоррекции.

«С цветом мы не можем работать, так как фильм черно-белый, только с яркостью, контрастностью, ну, и придать объем картинке. То есть где-то добавить теней, где-то подсветить лицо», – пояснил главный специалист по цифровой реставрации Госфильмофонда России Ильдар Якубов.

История, описанная в фильме, разворачивается в маленьком селе на Украине, захваченном фашистами. Натурализм, с каким режиссёр представлял страдания людей, а также христианские образы сделали ленту настоящей мистерией с религиозным подтекстом. Апокрифичное «Евангелие от Марка» – так назовут киноведы «Радугу» Марка Донского.

«Судьба картины висела на волоске. И висела но волоске, потому что повесть Ванды Василевской, любимицы Сталина, уже удостоенную Сталинской премии, которую поручили снимать Донскому, он взялся за нее без особой охоты и переделал напрочь», – пояснил киновед, кинокритик Евгений Марголит.

Марк Донской, уже снявший трилогию о Максиме Горьком, мог позволить себе такие эксперименты. В «Радуге» он выводит на первый план фигуру предателя. Это любовница коменданта Пуся в исполнении Нины Алисовой. Образ дополнен яркими деталями, саркастическими и даже жутковатыми. Но в этой сцене реставраторы обратили внимание на деталь гораздо менее заметную, появившуюся в кадре случайно.

«Вот здесь у нас ползают мухи, вот здесь, здесь, здесь. Автомат естественно этих мух у нас съел, и пришлось их вручную уже возвращать обратно», – отметил главный специалист по цифровой реставрации Госфильмофонда России Ильдар Якубов.

Откуда же так много мух на съемочной площадке? Действие фильма разворачивается зимой, в декабре, в заметенной снегом деревне. Ответ на этот вопрос – в архиве Госфильмофонда. Фотографий со съемок здесь нет, только рекламные материалы. И статья Марка Донского, из которой ясно, что фильм снимали летом в Ашхабаде, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Мух там было предостаточно. А вот снег заменили множеством пуховых одеял, присыпанных сульфатом, солью и нафталином.

Фильм пользовался большой популярностью как в тылу, так и на фронте. За время войны его посмотрели более 20 миллионов человек.

Первым зрителем «Радуги» стал, конечно же, Иосиф Сталин. Он был настолько впечатлен фильмом, что распорядился сразу после просмотра отправить его копию, а это 10 коробок, в США президенту Франклину Рузвельту. Совсем скоро в Москву пришел ответ. Эту телеграмму Марк Донской хранил до конца своей жизни в рамочке на письменном столе.

«Радужники» – так иногда называли себя представители итальянского неореализма. Они были поражены фильмом Марка Донского. Считали его своим учителем. Массовка фильма – люди в эвакуации. На момент съемок они еще не знали, чем кончится война.

«Вот все эти лица фиксирует камера Бориса Монастырского, изумительная здесь камера, божественная камера, в прямом смысле слова. И ведь что интересно, уравнивающая актеров и не актеров. В чем? Да в этой же самой боли», – отметил Марголит.

После войны у фильма Марка Донского не было широкого проката. Его старались забыть слишком неприглядной казалась эта история об оккупации. Сейчас, благодаря сотрудникам Госфильмофонда, лента вернется к зрителю. И «Радуга» Марка Донского снова взойдет на экранах кинотеатров.

Читайте также

Видео по теме