Выберите регион

Смотрим на

"Сверчок" — новый спектакль Электротеатра Станиславский

Новый спектакль, "Сверчок", поставлен по текстам Тоона Теллегена, нидерландского писателя и поэта, автора абсурдистских сказок.

А как хочется Золотой Каннской Пальмовой ветвью мух отгонять, Золотым Берлинским медведем орехи колоть, как хочется мирового признания. Мечта главного героя нового спектакля в столичном "Электротеатре Станиславский". Он снял фильм, был опьянён случайным успехом и тут же парализован преждевременным творческим кризисом. Он — сверчок. А вокруг одни насекомые и звери, разврат и разлад.

Новый спектакль, "Сверчок", поставлен по текстам Тоона Теллегена, нидерландского писателя и поэта, автора абсурдистских сказок. Это очень необычные сказки, и это довольно странный спектакль, он выглядит как грандиозная аллегория, и это усиливается тем, что тексты Теллегена переписаны в стиле басни. Чего художник должен бояться больше всего? Того, что окажется не чёрным и не белым, а серым. С чёрными и белыми полемизируют, серых презирают. Возможно, поэтому цвет всего спектакля, декораций, костюмов — именно серый, и это, пожалуй, одна из самых сильных метафор.

Режиссер Марфа Горвиц долго не могла найти жанровое определение для своей постановки. Перепробовала множество вариантов — от "депрессивной экспрессии" до водевиля. Остановилась на "Сказке для инфантильных взрослых". Спектакль тоже строится на противоречиях: суета современности и статика ностальгии, сатира и лирика, стихи и проза, юмор и трагизм.

Марфа Горвиц, режиссер: "Они и конфликтуют, и контрастируют, и оттеняют друг друга, и как следствие, дополняют".

Для Горвиц это не первое обращение к творчеству современного нидерландского писателя Тоона Теллегена. Его называют "голландским Хармсом". По мнению режиссера, абсурдистские сказки Теллегена безошибочно попадают в нерв эпохи. Их герои, обитатели леса, страдают от тех же проблем, что и современные жители мегаполиса — депрессия, неуверенность в себе, эмоциональное выгорание. Впрочем, проза Теллегена звучит только в редких лирических паузах. Специально для спектакля драматург Михаил Чевега написал основной стихотворный текст.

"Мы придумали историю, совместили образ сверчка с образом современного сомневающегося художника, режиссера, поместили это в киносреду. Все действие происходит на киноплощадке, и наш сверчок это такой неуверенный в себе режиссер-дебютант, которого как раз и мучают все эти бесконечные рефлексии и сомнения, которые изначально взяли мы из оригинала Теллегена, и его "Сверчка"", — рассказала Горвиц.

На сцене — карикатура кинопроизводственного ада: Сверчок не справляется с масштабным байопиком Льва, финансирование заканчивается, звезда со скандалом покидает проект. У каждого персонажа — свои сомнения и комплексы, никто не знает, что делать дальше.

Артисты Электротеатра говорят, образы героев имеют свойства автопортрета.

Актриса Анастасия Фурса: "Это, наверное, о каждом из нас, потому что каждый творческий человек переживает какие-то муки творчества, для каждого вопросы свои, для одного человека одни, для другого другие, и все равно мы постоянно мучаемся, ищем".

Актер Антон Косточкин: "Я бы сказал, что у меня и образа как такового нет — какой-то немножко я с каким-то налетами чего-то еще. С какими-то клишированными налетами актера в принципе".

История о кинопроизводстве сама выглядит как кино или прокручивание ленты Инстаграма. Эффект монтажа создается с помощью работы поворотного круга и видеопроекции. Монохромный и печальный мир спектакля создавался на контрасте с остальной постановкой.

Мария Трегубова, художник: "Я делала какую-то свою параллельную историю, которая не связана буквально с драматургией пьесы, или связана невидимыми нитями. Когда стало понятно, что у нас разные средства действительно совсем, мы не можем работать ими вместе, то мы стали делать как-то параллельно, соединяя, экспериментируя с этим".

Создатели спектакля напоминают: театр не лечит. Но помогает распознать собственные проблемы и приглашает к трезвому раздумью.

Читайте также

Видео по теме