"Исторический человек": Валентин Курбатов умел слышать бесконечное время
Автор: Дмитрий Кайстро
Печальная новость. 6 марта во Пскове ушел из жизни Валентин Яковлевич Курбатов – писатель, критик, близкий друг Виктора Астафьева и Валентина Распутина, один из тех, кто связывал нас с эпохой "великой литературы". Ему был 81 год. Пошел за цветами жене, упал и умер. Соболезнования родным и близким Валентина Курбатова выразил президент России Владимир Путин.
"Ничего дороже этого города не может быть ни для России, ни для каждого нашего сердца. Когда ты в старом городе живешь, ты поневоле становишься историческим человеком", – говорил Валентин Курбатов. "Исторический человек" Курбатов умел слышать бесконечное время. Голоса великих предков были для него живыми, а неизмеримое пространство культуры – единым.
"Ты и есть русский человек, который жадно мечтает обнять весь мир. Ему хочется всех сделать сверстниками и современниками", – считал литературовед, писатель.
В 1964-м он приехал во Псков и остался здесь навсегда. Однажды в Покровском углу Окольного города журналист Курбатов встретился с молодым Саввой Ямщиковым. Тот выбирал место для съемок эпизода для фильма Тарковского "Андрей Рублев". Так они стали друзьями.
"Савва Васильевич был хозяином необъятной родины своей. Поэтому так страдало его сердце как хозяина, видевшего, как происходит поражение русского сердца и русского пространства. Это хозяйское чувство и было главным. Поэтому он и зовется реставратором вся Руси", – говорил Курбатов.
Два великих подвижника. Оба – властные в твердом стоянии за Отечество и культуру. Защищали Псков от разрушений, неумных реставраций, варварских застроек.
ВГИК, Союз писателей, статьи в самых читаемых журналах, предисловия к собраниям сочинений Астафьева, Нагибина, Распутина... С последним они дружили всю жизнь. И как-то вместе проплыли по Ангаре.
Он и сам был служил слову. Называл язык единственной дисциплинирующей силой, способной сохранить пространство человеческого и национального бытия.
"Вопрос о языке сегодня – это вопрос государственного существования. И делать надо не Год русского языка, а жизнь русского языка, Век русского языка", – отмечал Валентин Курбатов.
Защищая язык и культуру, Валентин Курбатов защищал Россию. Не раз цитировал философа Соловьева: "Нация – это не то, что она сама о себе думает в истории, а то что Бог думает о ней в вечности".
"И мы впервые начинаем медленно пробуждаться и называть себя. Почему мир с такой агрессией накинулся на нас, с таким остервенением, пытаясь растлить, разорить, накормить? Чтобы мы стали, как все, в жадном и потребительском мире". – говорил Курбатов.
Лауреат Государственной премии за сохранения традиций в русской литературы Валентин Яковлевич всю жизнь оставался несгибаемым и мудрым в осознании своей земной миссии.