В Москве прошла премьера спектакля “Эмигранты”
Спектакль в формате телешоу. Режиссер Юрий Муравицкий поставил пьесу польского классика ХХ века Славомира Мрожека "Эмигранты". Диалог-противостояние разыгрывают Игорь Скляр и Юрий Чурсин. На премьере побывала Яна Музыка.
В этой постановке действие перенесено в телестудию. На сцене очень лаконичные декорации, которые напоминают о реальном телевизионном проекте, который когда-то выходил на российском телевидении.
Режиссер Юрий Муравицкий рассказал, что искал для спектакля условное пространство. Была идея концерта — два человека у микрофона и джаз, и вариант, когда все происходит в курилке с мощной вытяжкой. В итоге — телевизионный павильон и форма дебатов.
Режиссёр Юрий Муравицкий: "Я не хочу быта, вот этих подробностей, интерьера, вот этой подвальной всей истории. И не хотел не просто потому, что мне брезгливо, а потому, что мне кажется, что это материал философский".
Так что во внешнем виде героев режиссер намеренно игнорирует характеристики персонажей — эти статные мужчины в роскошных костюмах и лакированных туфлях на бедных эмигрантов совсем не похожи. На сцене нет тех предметов, о которых упоминают герои, названные автором А и Х. Актеры проговаривают все ремарки.
"Хочется услышать этот диалог — это можно сравнить с диалогами Платона. То есть когда нет характеров, нет персонажей. Здесь скорее речь о столкновении идей", — добавил Юрий Муравицкий.
Продюсер Леонид Роберман о постановке "Эмигрантов" думал давно. Имел в виду и легендарный спектакль с Александром Феклистовым и Романом Козаком. Сам Мрожек назвал постановку 1983-го года лучшим воплощением своей пьесы.
"Вернуться к легенде, прикоснуться к легенде — ну это же счастье для продюсера, хотя и очень большой риск. Конечно, мы обречены на то, чтобы быть быть сравниваемы с тем спектаклем. В принципе, я к этому готов. Я к этому готов и готов спектакль", — отметил Леонид Роберман.
И Юрий Чурсин и Игорь Скляр с абсурдистским текстом работают впервые.
Народный артист России Игорь Скляр: "Абсурдистская пьеса всегда имеет за собой железную логику. Любой сумасшедший человек действует в пределах своей логики очень ему понятной. Главное вникнуть в нее и проявить на свет Божий".
Режиссер предложил артистам идти по пути отстранения — не сливаться с персонажем, а наоборот, создавать дистанцию.
Актер Юрий Чурсин: "Абсурд дает возможность еще больше отстранения, то есть тебе не нужно оправдывать то, почему так происходит, а уже доверяться этому тексту, как бы доверяться абсурду, и его транслировать. Вся надежда на автора. Спаси нас, Мрожек".
Не быт эмигрантов, а внутреннее состояние. В отличие от пьесы, на сцене не два, а три человека. Два актера и трубач. По словам режиссера, звучание трубы дает точную атмосферу — ощущение одиночества, безысходности и ностальгии. Все те чувства, которыми наполнена жизнь эмигрантов.