Танго свободы: к 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы
Если оценивать успех произведения по его кавер-версиям, то Libertango Астора Пьяццоллы точно вошло бы в десятку самых «переигрываемых», а заодно и самых исполняемых в мире. А сам он стал одним из немногих композиторов в мировой истории музыки, кто сумел виртуозно соединить народные мотивы с классикой. Всю свою жизнь Пьяццолла стремился к тому, чтобы вывести танго — танец, созданный эмигрантами-бедняками в портах Аргентины — на академическую сцену.
Родиной мальчика из семьи потомственных итальянских эмигрантов стал аргентинский курорт Мар дель Плато. Именно здесь зародилась любовь Астора к ритмам танго. Первым музыкальным инструментом будущего композитора стала губная гармошка, которую он получил от отца в 4 года. В 11 лет, желая спасти сына от участия в полукриминальной жизни Нью-Йорка, куда семья перебралась в поисках лучшей судьбы, отец подарил ему бандонеон. Этот инструмент Пьяццолла не выпускал из рук всю свою жизнь.
В 13 лет со школой было покончено (Астор вылетел оттуда за нелады с законом), зато в его жизни появилось свободное время для занятий музыкой. Он с утра до ночи слонялся по барам, слушал джаз, брал уроки игры на бандонеоне, а заодно и на фортепиано. Благодаря своему учителю-пианисту Пьяццолла открыл для себя классическую музыку.
Это сейчас на родине его называют El Gran Ástor, или Великий Астор, но долгое время Аргентина не принимала его музыкального новаторства. Проживая в Америке, Пьяццолла много раз возвращался на родину и собирал там ансамбли, но публика и музыкальное сообщество бойкотировали его идею трансформации танго, не желая видеть в своем национальном достоянии больше, чем просто популярную музыку для танцев и ревнуя ко всем тем новшествам, которыми Пьяццолла обогащал свои сочинения. Студии звукозаписи отказывались с ним сотрудничать, газеты писали гневные отзывы, а сам композитор получал угрозы физической расправы. Пьяццолла с досадой вспоминал то время: «...В Аргентине можно сменить сотню президентов, поменять одну религию на другую, но танго — вещь неприкосновенная...».
Сам маэстро мечтал сделать бандонеон академическим инструментом для симфонического оркестра. Эту идею он с завидным упорством воплощал в жизнь, создавая для своего любимца симфонии и сюиты. И уже будучи известным музыкантом в Америке, перешагнув 40-летний рубеж, он был услышан на родине. Организовав в Аргентине очередной собственный коллектив, Пьяццолла наконец-то получил площадки для выступлений.
Аргентинский композитор Альберте Хинастере, у которого Астор Пьяццолла обучался несколько лет, уговорил его участвовать в конкурсе молодых исполнителей, где он представил на суд жюри свой «Буэнос-Айрес». Произведение завоевало главный приз, и счастливый автор исполнил его с симфоническим оркестром.
Включение в академический коллектив простонародного инструмента шокировало слушателей, и история с непринятым танго могла повториться снова, но для Пьяццоллы это уже не имело значения – его творчество отметило профессиональное сообщество. На протяжении последующих лет он пишет академическую музыку, в основе которой лежит аргентинское танго.
В 70-х Пьяццолла уже признан в Аргентине, в 80-х – гастролирует по всему миру. Он вращался кругах музыкальной элиты, сотрудничал со знаменитыми джазменами и звездами класической сцены. В честь Мстислава Ростроповича в 1982 году композитор создал «Великое танго» для фортепиано с виолончелью, которое Ростропович не раз исполнял на сцене.
За свою жизнь Пьяццолла сочинил около 750 произведений: танго, сюиты, концерты для симфонического оркестра, музыку к фильмам и многие другие. Он вошел в историю музыки как создатель жанра “танго нуво” (“новое танго”), и стал одним из немногих счастливых композиторов, которому удалось исполнить на сцене почти все свои произведения.