Вспоминая Бернардо Бертолуччи...
Исполнилось 80 лет со дня рождения режиссера Бернардо Бертолуччи. Новаторская кинематография его "Конформиста" оказала большое влияние на развитие мирового кинематографа. Об одном из главных фильмов режиссера расскажет Станислав Анисимов.
Бернардо Бертолуччи признавался, снимать кино для него – это все равно что подглядывать в замочную скважину родительской спальни. Передать это состояние он доверил оператору Витторио Стораро. "Конформист" называют исследованием истоков фашизма и, в то же время, иллюстрацией фрейдистской теории.
"Я сказал, давай мы попробуем создать что-то вроде клетки вокруг персонажа. Для этого мы сделаем освещение очень резким, так, чтобы у света и тени не было никакой гармонии. Бернардо очень понравилась эта идея. И вся римская часть фильма снята с этим чувством клаустрофобии. И, конечно, эта идея получила свое развитие. Когда герои оказываются во Франции, мы видим, как свет начинает обволакивать тень, исчезает этот резкий контраст. Вместе с ним меняется и главный герой", – объяснил оператор Витторио Стораро.
Меняется и цветовая палитра фильма. Она становится более гармоничной. Бернардо Бертолуччи говорил, что на эти эпизоды, полные воздуха и свободы, повлияли фильмы французской новой волны. Все парижские эпизоды Витторио Стораро решил в голубом колорите. По его мнению, он символизирует ум, мягкость и интеллигентность. Но в работе над "Конформистом" он использовал не только интуитивные находки.
"Символика, которую я использовал в "Конформисте" – это свет как символ сознания, а тень как символ бессознательного. Это было и в структуре персонажей фильма. Кто-то обязательно что-то скрывал внутри себя. Всегда есть то, что мы не видим или не должны видеть. Во тьме – вот как на картине. Но для героя все это реально. И вот это сочетание света и тени в картине Караваджо стало для меня образцом", – добавил оператор.
В эпизоде дискуссии главного героя с профессором о Платоне изобразительная манера фильма снова меняет свой стиль. Цветовая гамма становится ахроматической, а вот свет Витторио Стораро делает резко контрастным, как и в начале "Конформиста". Ключ к работе над этим эпизодом нашел Бернардо Бертолуччи, решив сцену, как почти буквальную экранизацию платоновского мифа о пещере.
«Узники находятся в некоей пещере с рождения. Они смотрят только на стену этой пещеры. И что же они видят? Они видят движущиеся тени, которые появляются от источника света, находящегося где-то позади них. Они видят лишь тени проходящих людей. Но именно эти проекции люди, сидящие в пещере, принимают за реальность. И если задуматься, это идеальная метафора кино», – пояснил Стораро.
Витторио Стораро говорит: "Каждый фильм – это разрешение конфликта между светом и тенью. Свет выявляет правду, а тени ее прячут". И именно эта идея стала началом его творческого союза с Бернардо Бертолуччи.