Выберите регион

Смотрим на

В три раза больше инфляции: Топливный союз предупредил о скачке цен на АЗС

В России повторится топливный кризис 2018 года, если не предпринять быстрых мер, предупредили в топливном союзе страны.

Рост цен на бензин превысит инфляцию, а в стране повторится топливный кризис 2018 года, когда цены на бензин и дизель подскочили на 10-15%, и правительству пришлось заморозить все цены на топливо – розничные и оптовые. Об этом говорится в обращении Независимого топливного союза (НТС) к премьер-министру Михаилу Мишустину. С документом ознакомились Вести.Ru.

По мнению Минэнерго, с 1 мая заработает скорректированный демпфер и все наладится. Минэнерго против отмены топливного демпфера, когда правительство разрешает повышать цены на топливо только на уровне инфляции даже в случае падения мировых цен на нефть. При демпфере нефтяникам платят компенсации из бюджета, чтобы они сдерживали рост цен топлива при растущей мировой цене нефти, а в случае снижения мировых цен на нефть нефтяники платят в бюджет сверхдоход от удерживания высоких цен на АЗС.

Но НТС не верит в эффективность мер правительства по настройке этого механизма. "В начале 2021 года сложилась беспрецедентная ситуация, когда биржевые цены на Аи-92 и Аи-95 выросли более, чем на 18,5%, достигнув 53 588 рублей/тонна и 55 315 рублей/тонна", – отмечается в обращении. Цены выросли менее чем за квартал – за период с 1 декабря 2020 года к 17 марта 2021 года. Такой скачок цен в процентах, как и сами абсолютные значения цен в рублях, наблюдаются впервые в конце первой декаде марта.

Обычно в этот период биржевые цены на топливо снижались более чем на 10% после малоактивного для транспорта зимнего периода и это снижение цен позволяло закупать топливо в запас для интенсивного весенне-летнего сезона – и для сетей АЗС, не входящие в нефтекомпании, и транспортным и сельскохозяйственным компаниям. В итоге сохранялись низкие темпы роста цен.

Причины кризисной ситуации

НТС в письме к главе правительства называет основной причиной текущей аномалии (скачок биржевых цен в этот период вместо снижения) – "сохранение и усугубление налогового диспаритета между внутренним и внешним рынком", когда выгодней поставлять топливо на экспорт. "При поставке нефтепродуктов на экспорт налоговая нагрузка ниже, чем при поставке на внутренний рынок, а разница экспортных пошлин на нефтяное сырье и нефтепродукты не стимулирует отечественные нефтяные компании сохранять необходимые объёмы переработки", – отмечается в обращении топливного союза.

Во-вторых, Минфин покупает валюту на рынке и не дает "рублю значительно укрепиться, в пользу чего говорят фундаментальные факторы валютного курса" (курс рубля занижен).

"На этом фоне заявляемые регуляторами меры похожи на "пляски с бубном", суть которых сводится к тому, чтобы убедить нефтяные компании увеличить объёмы поставок на внутренний рынок при минимальных преференциях для них".

Нефтяные компании не увеличивают продажу топлива на бирже, а при восстановлении спроса потребителей не увеличивается производство нефтепродуктов для внутреннего рынка. Правительство увеличило обязательные нормативы продажи топлива на бирже, но нормативы "привязаны к текущему объёму производства". Не растет производство – не увеличивается и оптовая продажа топлива на бирже.

Предложения НТС

Во-первых, НТС призывает к отмене "демпфирующего механизма". Во-вторых, НТС предлагает снизить акцизы, как это было сделано во время топливного кризиса 2018 года. "Топливному рынку сегодня требуются системный редизайн, о чем мы всегда говорили, говорим и будем говорить", — заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.

Читайте также

Видео по теме