Комедии, которые можно рекомендовать к просмотру в Великий пост
Вторая неделя Великого поста традиционно считается более легкой. По сравнению с первой или четвертой. Самое время поговорить о "божественных" комедиях.
С сожалением приходится констатировать, что комедии каким-либо образом относящиеся к христианству, вере и Богу, развивались по тем же принципам, что и остальное веселое, легкое, развлекательное кино. Сюжеты упрощались, превращаясь из смешных в пошлые, из добрых в грубые. Но, пожалуй, самое грустное: в них явно просматривается стремление угодить одновременно всем религиям, а заодно и атеистам.
В итоге во втором тысячелетии от рождения Христа комедии превратились в учебные пособия, откровенно навязывающие, насаждающие идеологию веротерпимости, толерантности и межконфессиональной дружбы.
Трудно не согласиться с общей правильностью такой позиции, но увлечение политикой, пусть и межрелигиозной, никого не сделало веселее и беззаботнее. Между тем, выбирая комедию, зритель хочет, в первую очередь, отдохнуть от повседневных забот, забыть на полтора часа о проблемах, тревогах. А заодно и о морали.
Кстати, согласно определению жанра, в сатирической комедии пороки общества обличались, а не превращались в назидание. И у этого жанра в Европе значительный стаж: первые комедии здесь появились накануне эпохи Возрождения – в XIV веке. Начиная с XVII века, комедия стала одним из главных жанров европейской литературы.
А в 21 году XXI века с трудом можно наскрести с десяток комедий в полном смысле слова отвечающих задачам жанра. Причем большая их часть снималась в прошлом веке. Зато у тех, кто решит посмотреть рекомендованные фильмы, будет возможность сравнить стилистику разных стран и отметить общие тенденции и различия. Тем интересней.
В 1966 году Пьер Паоло Пазолини снимет комедию "Птицы большие и малые". К этому моменту Пазолини напишет "Ночи Кабирии", "Маму Рома" и "Аккатоне", создаст драму "Евангелие от Матфея" и снимет документальный фильм "Выбор натуры в Палестине для "Евангелия от Матфея".
"Птицы большие и малые" по итальянски "Uccelacci e uccelini". Попробуйте выговорить "уччелаччи э уччеллини" и услышите, как в воздухе запахнет весной, подует ветер, который подымет на крыло десятки гомонящих птиц. Скорее всего, этого эффекта и добивался Пазолини – даже он начальные титры умудрился сделать смешными и птичьими.
Режиссер отправит в странное путешествие по итальянской дороге заправских бедняков отца и сына. Он сделает это, еще не зная, что позже такое направление в кино назовут роуд-муви, но интуитивно понимая, что движение в неизвестность, вперед, всегда будет интересно зрителю.
А чтобы действовать наверняка, режиссер внесет в сценарий элемент абсурда и пошлет им в спутники болтливого ворона-философа. И задачу поставит важнейшую через святого Франциска Ассизского: обратить в христианство птиц всех размеров – от крупных особей до мелочевки.
В фильме явно ощущается влияние на Пазолини близкого ему на тот момент кинематографа от Феллини и Антониони (хотя кто на кого влиял – вопрос спорный). Одно можно сказать наверняка, его герои живут, сообразно Евангелию, сегодняшним днем: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?" (Матф.6:26).
И обязательно стоит упомянуть, что музыку к фильму написал Эннио Морриконе, а отца сыграл великий Тото – это одна из последних его ролей.
Американская комедия "Сестричка, действуй!" (12+) вышла на экраны в 1992 году. Вупи Голдбрег сыграла в ней роль не слишком щепетильной певицы и, по совместительству, любовницы владельца казино и теневого бизнеса. О чем она, конечно, не знала до поры до времени. Зато потом полиции приходится ее прятать от преследований мафии. И место бойкой даме находится только в монастыре. В тихом, забытом людьми и, кажется, даже Богом, а потому с трудом влачащем существование. Недолго думая, Долорес начинает действовать.
"Сестричка, действуй!" – наивный, смешной, взрывной и на удивление (при заданности сюжетной линии) непошлый фильм о том, что людям зачастую надо получить еще один шанс, чтобы увидеть свою жизнь и остальной мир в новом свете. Это касается не только Долорес, но и всех героев фильма.
Это яркий пример голливудской комедии, основанной на простых, предсказуемых и понятных любому зрителю ситуациях, и разыгранной лучшими актерами современности. А уместность "церковных" шуток не только не портит, а, скорее, улучшает фильм. Остается только пересматривать его и грустить, что на замену Вупи Голдберг никого не нашлось. Так же, как и не появилось комедии, похожей на "Святошу" с Эдди Мерфи.
В 2016 году на Московском международном кинофестивале состоялся премьерный показ фильма Николая Досталя "Монах и бес" (12+), созданного режиссером по сценарию Юрия Арабова. В XIX веке в мужском монастыре появляется новый насельник. Вместе с ним в обители материализуется некто Легион, выбравший Ивана объектом своих искушений. Его главная задача – сбить монаха с пути преданного служения Богу. Но Иван не так прост и глуп, как мечтает Легион.
Идея фантастической трагикомедии с элементами мистики появилась у Досталя после прочтения жития преподобного Иоанна Новгородского XII века, который совершил паломничество в Иерусалим верхом на бесе. Похожие сюжеты были в творчестве Пушкина, Гоголя и Лескова. А Юрий Николаевич Арабов признался, что для него это была "попытка жанра, которого вообще нет в нашем кино: религиозной комедии с драматическим исходом".
"В нашем кино" комедий на религиозную тему нет никаких. Если в поисковике сделать запрос "комедия православное кино", результат будет нулевой. Главный православный жанр – это рассказы о святых или истории о раскаявшихся преступниках, ставших лучшими монахами.
Однако фильм Досталя-Арабова попал в список лучших комедий не потому, что он единственный. "Монах и бес" рассказан современным, понятным всем языком без штампов и клише. Это трагикомедия и одновременно притча о дураках и дорогах, взяточничестве и самодурстве. О русском характере и непостижимой русской логике, которую так любят называть загадочной душой.
"Молчи в тряпочку" (16+) – черная комедия Найэлла Джонсона. Британская комедия британского режиссера, который к 56 годам снял 6 никому не интересных фильмов. И совершенно непонятно, каким образом фильм "Молчи в тряпочку" оказался на хорошем счету. То ли Джонсон – режиссер одного фильма, то ли помог звездный состав.
А может ситуацию спас сюжет, согласно которому, главными действующими лицами комедии стали приходской священник англиканской церкви в маленькой деревушке и его семья. Милый, добрый, рассеянный и уставший от однообразия жизни и, что скрывать, стояния у престола, отец Уолтор Гудфеллоу (Роуэн Аткинсон) мечтает, чтобы в его жизни ничего не менялось и одновременно стало бы живее и интереснее. Надо сказать, Господь его услышал, послав в семью, а если точнее, наслав на них милую, скромную помощницу по хозяйству Грэйс (Мэгги Смит). Истинную британку. А потому, как и британская королева, идущую к своей цели поступью статуи командора.
Честно говоря, священника в фильме можно было бы заменить на представителя любой другой профессии, и это никоим образом не повлияло бы на остальные смыслы традиционной британской комедии с легким оттенком черного. С другой стороны, главный герой – священник – делает комедию положений слегка забавнее.
Криминальная комедия "Миссионер" (16+) 2009 года – единственный фильм режиссера Роже Делаттра. Отсидевший огромный срок Марио, едва выйдя из заключения, мгновенно попадает в объятия бывших подельников. Но он еще не готов вести переговоры, поэтому просит отсрочку, а сам скрывается. Но куда спрятаться вчерашнему зеку, если за ним все следят? Марио обращается к младшему брату, по совместительству – священнику. И тот находит замечательный выход, отправляя старшенького священником на сельский приход.
Настолько далекий, что добраться туда можно только на автобусе, останавливающемся в деревеньке раз в сутки. Марио все время порывается бежать, но ему это никак не удается. А еще в нем все нуждаются, и он быстро выясняет, что лучшего священника, чем он, в деревне давно не было. Может быть, даже и никогда.
"Миссионер" – незлой, неглупый, с добротными шутками фильм – наглядный пример типично французского отношения к жизни и юмора.