“Дрессировщик жуков” Владислав Старевич: презентация книги
Сборник "Дрессировщик жуков. Владислав Старевич создает анимацию", стал первой книгой на русском языке об одном из основоположников объемной кукольной мультипликации. Его фильмы с участием "дрессированных" жуков поражали и шокировали зрителей не только царской России, но Европы и Америки. Современные исследователи утверждают: работы Старевича и сегодня удивляют своей оригинальностью.
Павел Шведов, историк анимации: "Этот том показывает рождение анимационного кино, кукольного анимационного кино в мире, с одной стороны, и в то же время появление первого значительного кинематографиста, который обратил внимание на таинства анимации. На искусство анимационного кино".
Владислав Старевич был энтомологом-любителем, и для своих фильмов выбрал идеальных актеров: они не занимали много места, не просили гонорар. Все, что требовалось для их съемки — в бланках счетов Энтомологического общества.
Более трех тысяч булавок, нафталиновые шарики, пробирки. Да, живых насекомых Старевич использовать не мог. Напуганные светом софитов, они либо лежали обездвиженные, либо наоборот — убегали со съемочной площадки. Из-за плотных наружных покровов засушенные образцы на экране не отличимы от живых собратьев. Оставалось только заставить их двигаться — например, вот такого жука.
Научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея Тимофей Левченко: "Вот его ноги можно посмотреть, сколько там в лапках суставов. Они все у него были подвижны, скреплены проволокой, и каждый кадр он выставлял этого жука в определенной позе".
Кукольную съемку Владислав Старевич называл "одушевленной пластикой". Работая над фильмом ему приходилось быть и режиссером, и актером и скульптором. Сегодня изменились материалы и способы съемки, но принцип — поиск точного, выразительного движения персонажа — остается одной из главных задач в работе мультипликатора. Поэтому современные режиссеры так внимательно изучают работы Старевича.
Режиссёр, художник-мультипликатор Станислав Соколов: "Все его ранние фильмы они так немножечко подрагивают, показывается, может быть, несовершенство движения, все его более поздние фильмы у него чисто движутся".
Техника покадровой кукольной мультипликации в начале прошлого века была неизвестна широкой публике. Пресса восторженно писала: каких изумительных результатов добился Старевич дрессировкой насекомых. А режиссер не возражал, рассказывая в интервью о сложностях своей работы.
Ранние фильмы Владислав Старевича не сохранились. Известно, что начинал он с документалистики. Работая над сборником "Дрессировщик жуков" редакторы составили аннотированную фильмографию режиссера, начиная с 1909 года.
Наталья Рябчикова, историк кино, научный редактор книги: "В процессе создания этой фильмографии были найдены некоторые картины, вернее сведения о некоторых картинах, которые считались либо несуществующими, либо были некие сомнения в том что они существовали".
Фильмы Старевича — пародии на страсти водевилей и оперетт, настолько остроумные, что даже над самыми трогательными сценами первые зрители не плакали, а смеялись.
Станислав Дединский, издатель, редактор-составитель книги: "Этот юмор, саркастическое отношение к жизни, умение смотреть на все со стороны, с такой маленькой насмешкой, оно благодаря Старевичу растворилось в культуре отечественной и, во многом, в отечественной анимации".
Смеяться или плакать над фильмами Владислава Старевича скоро можно будет в Государственном Дарвиновском музее. Здесь идет подготовка к ретроспективе его избранных работ.