30 марта 2021, 08:46 30 марта 2021, 09:46 30 марта 2021, 10:46 30 марта 2021, 11:46 30 марта 2021, 12:46 30 марта 2021, 13:46 30 марта 2021, 14:46 30 марта 2021, 15:46 30 марта 2021, 16:46 30 марта 2021, 17:46 30 марта 2021, 18:46

"Илья Репин: известный и неизвестный" – новая выставка в Третьяковской галерее

  • "Илья Репин: известный и неизвестный" –  новая выставка в Третьяковской галерее
  • Картинка
    Показ выставки «Илья Репин: известный и неизвестный»
  • "Илья Репин: известный и неизвестный" –  новая выставка в Третьяковской галерее
"Илья Репин: известный и неизвестный" — Третьяковская галерея открывает камерную выставку работ художника, которые не были представлены в юбилейной ретроспективе. Также специалисты галереи рассказали журналистам как продвигаются работы по реставрации поврежденного полотна "Иван Грозный и сын его Иван". Подробности у Анастасии Егоровой.

Всего на час полотно Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван" представляют журналистам. Это реставрационная мастерская, построенная специально для картины. Ничего не должно отвлекать от работы, даже цвет стен.

Заведующий отделом реставрации масляной живописи XIII-начала XX века Государственной Третьяковской галереи Андрей Голубейко: "Черное помещение мы увидели в национальной галерее в Лондоне. Там покрашены были в черный цвет стены, на фоне которых все оборудование, столы с материалами и картины, которые находились на фоне черных стен, очень сильно акцентируют внимание".

Картине необходимы особые условия хранения. В мастерской поддерживают стабильную температуру в 20 градусов Цельсия, влажность 50 процентов. Полотно находится в руках реставраторов с мая 2018-го, после нападения на него вандала. Тогда металлической стойкой ограждения посетитель несколько раз ударил по картине. Стекло, защищавшее работу, разбилось, холст порвался в трёх местах. На работе по-прежнему видны следы. Но специалисты говорят, работа Репина "хронически больна" — связь грунта и красочного слоя слабая. Поэтому в реставрации нуждалась не только поврежденная часть картины, а всё полотно. Специально для неё создали стол-трансформер.

"Столешница этого стола двигается как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной плоскости. Эти трансформации стола позволяют, не травмируя само произведение, которое закреплено на столе, подходить реставраторам с удобной стороны", — рассказала главный хранитель музейных предметов Государственной Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

Полотну более ста лет. Перед реставрацией специалисты год проводили исследования, подняли архив. Вот сохранность работы на 1927-ой год. Оранжевым помечены места, которые укреплялись. Их количество в разные годы доходило до семисот. Под ультрафиолетом по-прежнему видны повреждения работы после нападения на нее в 1913-ом. Реставраторы уже очистили оборотную сторону картины от дублировки и клея. Теперь приступают к очищению от лака.

Реставратор Александра Орловская: "Предполагаем, что утоньшение сильно пожелтевшей лаковой пленки позволит нам увидеть иной, более приближенный авторский колорит".

Специалистам понадобилось время, чтобы найти подходящий способ снятия лака. Испытывать его будут сначала на макетах. А пока в залах Третьяковской галереи, рядом с местом, где выставлялась картина "Иван Грозный и сын его Иван", открылась выставка позднего творчества Ильи Репина. Более 30 полотен из частных собраний, которые ни разу не выставлялись, а также из фондов Третьяковской галереи.

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: "Оказалось возможным представить и три замечательных масштабных портрета Репина, выполненных на холсте углем — это портрет Элеоноры Дузе, портрет Серова. Это те работы, которые не так часто показываются в силу того, что все-таки эта техника схожа с графической".

Здесь же небольшая экспозиция с эскизами картины "Иван Грозный и сын его Иван" и портреты тех, кто позировал Репину. Натурщиками для создания образа царевича были писатель Гаршин и художник Менк. Для царя — композитор Бларамберг и художник Мясоедов.

Куратор выставки Татьяна Юденкова: "Репин относился к своей модели, как к собственности. Он мазал его киноварью, имитируя кровь, он лохматил ему волосы, он красил его сажей. Всячески издевался над ним, добиваясь такого выражения лица, которое ему требовалось для Грозного".

Выставка проходит в "репинских" залах постоянной экспозиции, картины из которой сейчас находятся в Финляндии, а затем поедут в Пти-Пале в Париж.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация