Выберите регион

Смотрим на

100 лет со дня рождения художника Алексея Россаль-Воронова

Участник студии "Новая реальность" и знаменитой выставки авангардистов в московском Манеже, с начала 50-х годов занимался иконописью, а позже стал расписывать храмы. Художник разработал собственную технику нанесения росписей на стены, а прежде чем приступать к работе, изучал архивные материалы.

На вопрос: "Много ли у вас было выставок?" художник Алексей Россаль-Воронов отвечал: "Да, меня отовсюду выставляли". "Портрет девушки" — самая скандальная его работа. Написана во время пленэра студии Элии Белютина на Волге. Модель — одна из художниц мастерской. Картину показывали в 1962-м на выставке в Манеже — той самой, которую разгромил Никита Хрущёв.

Вероника Россаль, дочь художника: "На эту выставку пришли Суслов и Хрущев. И когда они ходили по этой замечательной выставке, они увидели эту работу и спрашивают: а кто это? Что это такое? Им говорят: это портрет девушки. И Хрущев на неё плюнул и сказал: это не девушка, это морфинистка".

Первые работы Россаль создавал в русле соцреализма. В годы оттепели примкнул к авангардной группе "Новая реальность". Поиски свежих пластических форм, попытки выразить духовную сторону изображаемого, требовали постоянного эксперимента. Художник ушел от внешнего правдоподобия, пробовал разные техники и стили.

Ксения Шальме, искусствовед: "Некоторые его станковые картины — я имею в виду произведения станковой живописи — тяготеют к импрессионизму, в иных случаях мы можем говорить о чертах экспрессионистического стиля, экспрессионизма. Где-то впечатление такое, что художник настолько обобщает контуры и формы <...> Это уже почти абстрактная живопись".

Россаль открыл для себя православное искусство. Начиная с 60-х годов художник пишет иконы и расписывает храмы. Он создал оригинальную технику стенописи, текстурно напоминающую старые фрески. Возникла она по необходимости: в 70-е годы роспись храмов наново не приветствовалась, в отличие от реставрации. Пришлось пойти на хитрость.

"Он взял газету, нарвал эту газету, куски газетные, да? Очень легко, как он сказал, лессировкой изображение нанёс, и наклеил газету, и сфотографировал. И создалось ощущение утрат, да? Старая живопись на стенах. Они сняли это, отнесли фотографии, и те сказали: ну работайте", — рассказывала дочь художника Вероника Россаль.

Его называли "иконописцем всея Руси". Художник продолжал трудиться до последних дней жизни. Таким его и запомнили родные — вечно занятым делом.

София Кошко, внучка художника: "Мы с ним не особо общались, потому что он был постоянно полностью в работе, полностью в своем творчестве, а я была маленьким ребенком, который бегал просто вокруг него, мешался под ногами. Когда дедушка отвлекался, я приходила с карандашиком и подрисовывала что-то к его холстам, и сейчас в Турции висят его холсты, где под большим слоем краски лежат мои небольшие заштриховки..."

При жизни Алексей Россаль-Воронов не получил широкого признания. Его близкие надеются, что творческое наследие художника будет открыто заново.

Читайте также

Видео по теме