31 марта 2021, 13:27 31 марта 2021, 14:27 31 марта 2021, 15:27 31 марта 2021, 16:27 31 марта 2021, 17:27 31 марта 2021, 18:27 31 марта 2021, 19:27 31 марта 2021, 20:27 31 марта 2021, 21:27 31 марта 2021, 22:27 31 марта 2021, 23:27

Космические консервы: обнаружено первозданное вещество из межзвёздных бездн

• Картинка
    Космические консервы: обнаружено первозданное вещество из межзвёздных бездн
    Фотография кометы 2I/Borisov, полученная на телескопе VLT в 2019 году.
    Фото ESO/O. Hainaut.
    Ядро межзвёздной кометы 2I/Borisov в представлении художника.
    Иллюстрация ESO/M. Kormesser.
Первая в истории наблюдений межзвёздная комета оказалась самой первозданной из всех, которые когда-либо изучали астрономы.

В 2019 году была открыта комета 2I/Borisov – первая комета, вторгшаяся в Солнечную систему из межзвёздного пространства. Внешне чужестранка очень напоминала своих "сестёр" из Солнечной системы. Но изучив её самым тщательным образом, астрономы обнаружили кое-что необычное.

На днях специалисты заявили: до Солнца это небесное тело ни разу не приближалось ни к какой звезде, даже к своей родительской. Это значит, что комета сохранила в первозданном виде вещество, из которого образовалась в другой планетной системе.

Учёные установили это, когда изучили 2I/Borisov с помощью самого большого в мире оптического телескопа VLT. Чтобы узнать свойства слагающего комету вещества, учёные измерили поляризацию отражённого кометой света (мы рассказывали, что это такое). Многие "хвостатые" Солнечной системы изучены этим же методом, так что астрономам было с чем сравнить свои данные.

Результаты оказались очень интересными. Материя 2I/Borisov не несла на себе никаких следов воздействия лучей близкой звезды. Похоже, что Солнце стало первым светилом, с которым сблизилась эта комета. Образовавшись на холодных окраинах своей планетной системы, она никогда не приближалась к родительской звезде до того, как отправилась в межзвёздное путешествие.

Фотография кометы 2I/Borisov, полученная на телескопе VLT в 2019 году.

В сущности, в этом нет ничего удивительного, если только родная система 2I/Borisov похожа на нашу. Астрономы считают, что на окраине Солнечной системы есть огромное скопление небольших ледяных тел – Облако Оорта. Иногда притяжение какого-нибудь проходящего мимо объекта случайно отправляет "ледышки" к Солнцу. И тогда они отращивают хвост под действием солнечных лучей и превращаются в комету. Но большинство тел Облака Оорта никогда не были в ближайших окрестностях нашей звезды и пребывают на дальних рубежах Солнечной системы с момента её образования.

Находясь очень далеко от Солнца, они слабо связаны с ним гравитацией. Поэтому им не трудно отправиться в межзвёздное путешествие под воздействием случайного гравитационного "пинка".

Итак, допустим, что обитатели гипотетической планеты Плюх засекли межзвёздную комету из Солнечной системы. Скорее всего, оказалось бы, что это тело из Облака Оорта, которое никогда не приближалось к нашему Солнцу, и рандеву со светилом планеты Плюх – её первое свидание со звездой. Точно так же обстоит дело и с кометой Борисова.

То есть в самом факте "нецелованности" кометы 2I/Borisov звёздами нет ничего неожиданного. Но он дарит астрономам возможность получить бесценную информацию о веществе, из которого некогда образовалась другая планетная система. Ведь в комете, никогда не испытывавшей воздействия лучей близкой звезды, оно сохранилось в первозданном виде.

К слову, в нашей родной системе астрономы никогда не встречали таких комет. Ближайший аналог – комета Хэйла-Боппа, озарившая небо в 1997 году. Но даже она, как считают специалисты, тогда подошла к Солнцу во второй раз, а не в первый.

"Комета 2I/Borisov, возможно, представляет собой первую истинно первозданную комету из всех когда-либо наблюдавшихся", – констатирует руководитель исследования Стефано Багнуло (Stefano Bagnulo) из Обсерватории и планетария Арма в Северной Ирландии.

Научная статья с результатами этого исследования опубликована в журнале Nature Communications.

Ядро межзвёздной кометы 2I/Borisov в представлении художника.

Одновременно в журнале Nature Astronomy вышла ещё одна научная работа, посвящённая комете Борисова. Её авторы также использовали оптический телескоп VLT, но кроме него в ход пошёл ещё и радиотелескоп ALMA.

Астрономы обнаружили, что пылевая кома (облако пыли, окружающее ядро кометы) состояла из довольно крупных крупиц вещества: от миллиметра и более. Также исследователи измерили содержание в комете воды и оксида углерода II (CO) и выяснили, как оно изменилось после сближения с Солнцем.

Сопоставив все эти данные, авторы заключили, что комета 2I/Borisov "слеплена" из вещества, образовавшегося в разных частях протопланетного диска. Какие-то из её составляющих сформировались очень далеко от родительского светила, а другие – значительно ближе. Потом это вещество было перемешано какой-то силой (возможно, здесь сыграла свою роль гравитация планет-гигантов). Из получившейся смеси льда и камня и образовалась будущая комета.

Специалисты считают, что подобное перемешивание происходило и при образовании нашей собственной Солнечной системы. Это свидетельствует, что планетные системы в разных уголках Вселенной образуются по похожим сценариям.

Напомним, что комета Борисова стала лишь вторым объектом, который на глазах астрономов пришёл в Солнечную систему из межзвёздного пространства. Первым был открытый в 2017 году Оумуамуа. Он не имел заметного хвоста и комы, так что астрономы разошлись во мнениях, астероид это или всё же комета.

Однако специалисты надеются, что с введением в строй новых быстродействующих телескопов подобные открытия будут случаться чаще.