Государственный Эрмитаж готов провести выставку цифрового искусства в формате NFT
За несколько месяцев до аукциона Christie’s, после которого Бипл стал одним из самых дорогих современных художников, его работы приобретали в десятки раз дешевле. Удачную покупку совершил Джереми Скьяраппа — на цифровой объект Бипла в декабре потратил 969 долларов. Теперь ждет, что цена вырастет до нескольких миллионов. Надо сказать, что приобретая NFT-объект, получаешь не просто картинку в интернете.
Джереми Скьяраппа, покупатель: “Порт для зарядки на магните, очень легко. Я не хочу снимать пленку... и вот она... вы можете сканировать QR-код, чтобы перейти к токену онлайн. Ты думаешь, это пустая трата денег?”
Самые жаркие споры в искусстве сейчас о технологии NFT, то есть о невзаимозаменяемом токене. Это разновидность технологии блокчейн подтверждает подлинность купленной работы. Все данные хранятся в интернете: кто объект создал, кто купил, когда и за какую цену. И подделать эту информацию невозможно. Современным художникам дематериализация искусства только на руку. Не выходя из дома, можно не только создавать объекты, но и продавать их по всему миру.
Кирилл Светляков, искусствовед: “Искусство, во-первых, может высвободиться из вот этого огромного институционального жира, я бы сказал. Я имею в виду, посредников. Очень много посредников — галереи, масса институций и всего остального. А у этой экономики криптовалют есть момент такой прямой связи”.
Цифровой арт-рынок и традиционный — это два параллельно существующих мира. Адепты аналогового искусства настаивают на том, что музеи не могут ни купить, ни принять в дар крипто-арт — обязательно нужен физический носитель. Сторонники новых технологий наслаждаются свободой.
Илона Кесаева, галерист: “Эти работы могут быть при вас постоянно. То есть вы взяли, в телефоне открыли эту платформу, показали вашу работу”.
Теперь, чтобы называться художником, не обязательно владеть техникой живописи и четыре года учиться в Суриковском, достаточно пройти онлайн курс графического дизайна. Художник Брикспейсер в крипто-арт окунулся всего пару лет назад, и его работы уже купили коллекционеры из США, Европы и России.
“Это работа, которую я сделал год назад. Я сделал ее за два дня и с этой работы началось мое шествие как художника в массовом плане, потому что она дала известность определенную в интернете. Я решил ее вырелизить второй работой, потому что в ней есть смысл и было интересно за сколько она продастся — продалась она за 4 или 5 эфиров. В рублях это 600-700 тысяч на тот момент”.
На цифровых аукционах крипто-искусство продается за криптовалюту, например, эфир. Чуть больше, чем за 1 эфир, то есть чуть больше, чем за 2 тысячи долларов у Брикспейсера новую работу купил Вячеслав. Хоть и называет себя коллекционером нового поколения, цифровое приобретение все-таки распечатал на принтере.
Вячеслав Носков, коллекционер: “У меня еще есть сам проект в Cinema 4D вот этой вот работы и у меня есть сертификат NFT. Ну, и я смогу лично встретиться Брикспейсером, и он еще может мне вот здесь где-то подписать. Любой коллекционер всегда где-то в глубине, там, в подсознании, сознании думает о том, что, действительно, в дальнейшем он сможет эту работу перепродать, к примеру, подороже. И так, наверное, это и работает, особенно, если это какие-то редкие работы, они выполнены в одном экземпляре, тогда есть смысл как бы их покупать”.
Распечатанную цифровую работу, то есть "гибрид", в галереях можно увидеть, чего не скажешь об объектах, оставшихся в интернете. На сегодняшний день их площадка — любой гаджет с экраном. В крипто-арте коллекционеры видят куда больше возможностей.
“Это как раз новая экономика со своими пионерами, со своими революционерами, своими авангардистами, которые считают, что они меняют мир. И насколько они меняют мир или насколько это спекулятивная игра, это мы еще увидим, это еще, предположим, лет пять, уж точно”.
Причин, по которым люди покупают крипто-искусство — несколько. Инвесторы надеются на прибыль при перепродаже, художники радуются новым возможностям заработать. Но сколько продлится этот крипто-оптимизм — неизвестно.