Северный морской путь: оценка и перспективы
Сделать Северный морской путь (СМП) экономически выгодной альтернативой Суэцкому каналу. Такая инициатива прозвучала на совещании по вопросам организации инфраструктуры СМП с участием вице-премьера Юрия Трутнева.
Границы Севморпути начинаются от Карских ворот на западе и тянутся до мыса Дежнёва на Чукотке. Они определены в Кодексе торгового мореплавания и связаны с ледовой обстановкой в этих районах. На акваторию распространяются особые правила судоходства.
"Развитие Северного морского пути в последние шесть лет идет беспрецедентными темпами, объем перевозок вырос в восемь раз за шесть лет. И двигаясь таким вектором, мы должны выполнить поручение президента довести объем перевозок до 80 млн тонн в 2024 году. Однако стратегической задачей является превращение Северного морского пути в международный универсальный транспортный коридор, который позволит реализовать преимущества в расстояниях и сроках", – заявил Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Тема создания альтернативы Суэцкому каналу стала особенно актуальной после инцидента с контейнеровозом Ever Given, который сел на мель и парализовал движение по важнейшей транспортной артерии. В результате возникла пробка из нескольких сотен судов. В сутки мировая экономика теряла по 9,6 млрд долларов.
Северный морской путь сразу назвали резервным маршрутом. По словам вице-премьера Юрия Трутнева, он развивается по количеству провозимых грузов и становится все более привлекательным с точки зрения навигационного периода. Но вот по стоимости перевозок пока дороже на 30%.
"Попросил министерство по развитию Дальнего Востока, Минтранс и Росатом вместе провести экономический анализ. И мы обязаны сделать так, чтобы перевозка грузов по Севморпути была не дороже, а дешевле, чем по Суэцу. Если для этого потребуется отдельная госпрограмма, господдержка, значит это надо сделать. Запуская огромный проект, мы не сможем сразу генерировать прибыль. Какое-то время придется вкладывать, это общая ситуация по любому инвестпроекту", – говорит Юрий Трутнев, заместитель председателя правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Однако в современной логистике важнейшим фактором является предсказуемость перевозок. Поэтому перспективам Северного морского пути, как альтернативе Суэцкому каналу, могут помешать погодные условия, считают эксперты.
"Надо понимать, что в первую очередь это внутрироссийская история, и если мы будем подходить с точки зрения развития внутрироссийских нужд (добыча и доставка полезных ископаемых на экспорт и освоение нашей территории за пределами круга), в этом контексте Северный морской путь играет определяющее значение. Что касается транзита, надо понимать, что это дополнительная функция для тех небольших поставок груза, который может быть", – считает Игорь Павловский, директор информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики.
Осенью прошлого года президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны России до 2035 года. В документе дается прогноз, согласно которому значение Северного морского пути, как мирового транспортного коридора, будет возрастать.
За последние пять лет объем перевозок по нему увеличился в пять с половиной раз и в 2020-м составил 33 млн тонн в год. Дальнейшее развитие Севморпути положительно скажется и на региональной экономике.
"Мы заинтересованы, чтобы через Мурманск шло больше грузов. Это новые рабочие места, это высокотехнологичная инфраструктура и дополнительные инвестиции в порты и в бюджет, это налоги, которые мы планируем получить", – заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Ранее в феврале главы пяти регионов – Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Сахалина и Камчатки – направили правительству письмо с предложением ввести понятие "Большой Северный морской путь" и расширить его границы от Петербурга до Владивостока. Это должно подстегнуть развитие морских перевозок, которые для регионов зачастую более перспективные в сравнении с наземной транспортной сетью.