Спектакль "Ночной писатель" Яна Фабра представили в театре Товстоногова
Большой драматический театр имени Товстоногова показал на "Золотой Маске" постановку "Ночной писатель". Она основана на дневниках Яна Фабра – художника, перформера, режиссера, который и поставил этот моноспектакль. Валерия Кудрявцева поделится впечатлениями.
Ян Фабр – один из самых известных и скандальных художников современности, начал делать записи в 19 лет. Страдая хронической бессонницей, он спал не более 3 часов в сутки. Результатом стали "Ночные дневники", которые художник ведет уже более 40 лет. В 2018 они впервые вышли на русском. В 2019 Фабр поставил по ним спектакль "Ночной писатель" в Большом Драматическом театре имени Товстоногова.
"Перечитывая мои дневники, заглядывая в прошлое, я вспоминаю, что сделало меня таким, какой я сегодня. Истоки моих мыслей о визуальном искусстве, театре, танце – они как раз в дневниках 70-х, 80-х, 90-х годов. Сегодня эти записи вдохновляют меня с новой энергией размышлять о моей работе, о том, что значит быть художником. Помогают не стать слишком мягким, смиренным, слишком политкорректным", – рассказал режиссер, художник Ян Фабр.
Кастинг для "Ночного писателя" Фабр сознательно доверил режиссеру Андрею Могучему. Фабру было важно, чтобы его сыграл актер, который его не знает, который смог бы посмотреть на все со стороны. Могучий предложил Александра Молочникова и Андрея Феськова. Последнему роль Фабра в спектакле Фабра принесла номинацию на "Золотую Маску".
Чтобы погрузить актеров в реалии своей жизни, Фабр пригласил их в Антверпен, параллельно с репетициями устраивал экскурсии по храмам и художественным галереям, много разговаривал с ними об искусстве. Работа превратилась в настоящее приключение.
"По слухам и прочим новостям, Фабр – авторитарный режиссер, он мучает, насилует своих актеров, у них там невесть что творится на сцене. То есть мы ехали вот с таким ожиданием и думали, как будем ему противостоять, какая борьба впереди предстоит нам. А оказалось, что это добрейший, прекраснейший, большой души человек", – отметил актер Андрей Феськов.
Уютно устроившись за письменным столом Андрей Феськов начинает с ранних записей об искусстве, двигается сквозь мысли и пьесы, транслирует тексты Фабра иронично, присваивая себе чувства героя.
"Приходят какие-то моменты, и ты думаешь: Все хорошо, все замечательно, я художник, вот это во мне, я настоящий. И через неделю, через месяц у тебя обрыв, обвал, и ты понимаешь, что ты просто червяк. Ты никто, ты просто червяк. И вот эти поиски, эти метания внутреннего художника для меня очень близки. И они по сей день есть в Яне Эдмундовиче", – добавил Андрей Феськов.
Размышления о жизни и искусстве, своем месте в нем, смелые заявления, формулы, ставшие цитатами. Антверпен, Нью-Йорк, Брюгге, Базель, Париж… Где бы Фабр ни был, он писал каждую ночь. В каждом слове и жесте – сплошное "фабражение".