Обладать шедевром: о громких кражах произведений искусства в ХХ веке
Кражи произведений искусства — печальная страница в истории мировой культуры. Они происходили всегда и особенно много их было в ХХ веке, начиная с сенсационного похищения Джоконды в 1911 году. В чем мотив преступников и что дальше происходит с полотнами?
В частном музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне на месте похищенных картин до сих пор висят пустые рамы — их не могут убрать и экспозицию изменить тоже не могут. Это обязательное условие существования музея, прописанное в завещании Изабеллы. На поддержание музея она оставила миллион долларов — в начале ХХ века эта сумма была весомой, но в 1990-ом году, когда произошла кража, стало понятно, что ни на профессиональную охрану, ни на сигнализацию средств не хватало. Преступление так и осталось нераскрытым.
Вадим Садков, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина: "Меня американские коллеги — тогда прошло всего три года с момента кражи — так довольно оптимистично убеждали, что ничего, вы еще молодой человек, еще будет время увидеть эти картины, наверняка их найдут. Но вот, их до сих пор не нашли".
Украденный шедевр невозможно ни продать, ни кому-либо показать. Сейчас все предметы искусства оцифрованы, все занесены в базу данных — малейшее упоминание о пропавшей картине может навести на след преступника. Как реализовать похищенное — вопрос, возможно, посложнее самого ограбления. Даже для сицилийской мафии, которую подозревают в краже полотна Караваджо в 1969-ом году. Есть версия, что холст спрятали на ферме, его погрызли крысы, остатки — сожгли. И такая же участь могла постичь работу Мунка "Крик ".
Анна Познанская, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв: "Периодически, если мы говорим о таком случае, как Мунк, крадут люди неадекватные, они просто не думают об этом. Неслучайно тот же несчастный "Крик", когда он был в конце концов найден, по-моему, года через три, был найден в каком-то сарае под Осло и явно человек не собирался его продавать и даже он, скорее всего, не знал, что с этим делать".
Алексей Петухов, старший научный сотрудник, хранитель ГМИИ им. А. С. Пушкина: "Что двигает на это? Может быть, массовая культура. Может быть, красивые фильмы, а может быть — приключенческие романы или комиксы. Ведь кругозор грабителей, как правило, не очень широк и они пользуются этими клише".
Голландский арт-детектив Артур Бранд, которого называют "Индиана Джонс мира искусства" известен тем, что возвращает украденные шедевры. Одна из последних его побед — похищенная 20 лет назад картина Пабло Пикассо. И даже этот человек не смог устоять перед желанием обладать: прежде чем передать полотно полиции, Брандт оставил его у себя... на ночь.
"Я повесил картину на стену, сел напротив и просто пару часов ею любовался. Когда еще представится такая возможность?!" — признался Брандт.
Иногда похитители и сами возвращают предмет владельцу — октябрьским утром 2008-ого в Эрмитаже обнаружили сверток. В нем — пропавшую два года назад икону Богоматери "Знамение" XIX века. Вообще, по статистике, из 100 процентов украденного 90 находят или возвращают. И не смотря на это, предметы искусства продолжают исчезать из музеев, и иногда — на глазах у посетителей и смотрителей.
"В такого рода музеях, где недолжным образом организована охрана, я так думаю. Плюс выбирают картины сравнительно небольшого, кабинетного размера — до метра. "Явление Христа народу" — его трудно украсть, при всем желании", — рассказал Вадим Садков.
В последние десятилетия система слежения улучшилась не только в музеях — украденный шедевр сложно вывезти из страны, сложно найти подпольный арт-рынок, как говорят специалисты, и почти невозможно найти покупателя, если только это изначально не было заказом. По статистике, подобных заказов с каждым годом становится все меньше, но все-таки желание обладать шедевром у некоторых пересиливает остальные чувства.