На родине Виктора Черномырдина открылся музей политика
Часы запускает Виктор Черномырдин. Копия деда. Момент, с которого началась полноценная жизнь Музея Виктора Степановича Черномырдина.
"Музей создавался как символический дом Виктора Степановича. Для нас это было принципиально важно, чтобы это был не бронзовый памятник, а живой человек – такой, каким был сам Черномырдин. Чтобы здесь жили его ценности, его душа, его отношение к людям, его ирония", – рассказывает Елена Лебедева, куратор проектов Лаборатория музейного проектирования, соавтор концепции.
Он стал премьером, когда его позвал Ельцин, в 1992-м. Инфляция больше двух тысяч процентов. А учителя, огорошил страну премьер, хотят есть. Практически каждый день. Когда Черномырдина отправили в первую неожиданную обидную отставку, инфляция была уже 11 процентов.
Помните, как в Думе Виктора Степановича пытались советской ностальгией продавить на "слабо"? Кто-кто, а он про советскую действительность знал всё. Без купюр.
О музее, не себе конечно, а музее своей родины, Черного Отрога, Виктор Степанович мечтал давно и для этого выкупил здание бывшего райкома. Стульчики в ряд, кумачовая скатерть, бюст Ленина и графин. Всё так и было. Здесь награждали, карали, хлопали самодеятельности, смотрели кино про сказочную жизнь, выбравшись из тесных сельских домиков.
С Екатериной Ильиничной рассматриваем школьные фотографии. Они учились в одном классе. Отец Черномырдина для неё Дядя Стёпа. "Дядя Степа, он ранен был под Ржевом, и его, он раньше пришел с войны, а люди здесь вообще вдовы, сплошь почти были вдовы. А он работал в колхозе, на машине, и поэтому его просили, и он привезет кому сено, кому дрова, кому чего. И все это было безвозмездно", – вспоминает Екатерина Клетина, односельчанка.
Большая часть того, что здесь есть — сохраненное семьей Черномырдиных. От записных книжек до "Роллс-Ройса", очень похожего на тот самый — ленинский.
Вот такой телевизор стоял дома у Черномырдиных, когда Виктор Степанович вел переговоры с засевшим в Будёновском роддоме Басаевым. Тяжкий, немыслимый выбор. И Черномырдин его сделал. Сначала спасем заложников, остальное потом. Басаев ушел. Но тогда премьеру Черномырдину обещали, что вся басаевская банда останется в ставропольских степях навсегда.
Поклонник Косыгина и Столыпина, генерал Запорожского казачьего войска, чрезвычайный и полномочный Черномырдин на Украине. Да. Это всё он. Человек, который отказался от кресла министра газовой промышленности СССР, чтобы — где? — в Советском Союзе создать корпорацию. Главное дело своей жизни — "Газпром".
Как без черномырдинских перлов. Вот они — выполнены по всем пунктам от А до Б, чтобы не наступать на те же грабли, что у нас были. Посмотрите и улыбнитесь. Виктор Степанович терпеть не мог дураков и зануд.