15 апреля 2021, 20:01 15 апреля 2021, 21:01 15 апреля 2021, 22:01 15 апреля 2021, 23:01 16 апреля 2021, 00:01 16 апреля 2021, 01:01 16 апреля 2021, 02:01 16 апреля 2021, 03:01 16 апреля 2021, 04:01 16 апреля 2021, 05:01 16 апреля 2021, 06:01

В России будет создана эталонная база живописи

  • Картинка
  • В России будет создана эталонная база живописи
  • Картинка
    Создание эталонной базы русской живописи
  • В России будет создана эталонная база живописи
Специалисты Центра художественной экспертизы имени Репина и научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства создают эталонную базу живописи. Туда вносят результаты исследований картин русских художников. Когда базу выложат в открытый доступ, экспертам будет гораздо легче проводить атрибуцию полотен. Подробности у Анны Аппалоновой.

Эксперт-технолог Вадим Пятков: "Мы здесь видим, что здесь цинковые белила — 87 процентов, зеленый хром и синий кобальт тоже в процентном отношении. То есть полное соответствие 29-ому году, когда создавалась эта картина".

В Центре художественной экспертизы имени Репина о картине могут сказать почти всё. Здесь видят не только состав красок, но и то, что скрыто за красочным слоем. Однако для того, чтобы определить подлинность работы, этого бывает недостаточно. Тогда на помощь приходит Лаборатория музея современного искусства. Это единственное место в России, где проводят полный химический анализ картины. Здесь скажут, из чего были сделаны краски и в каком веке.

Виталий Семикин, начальник научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства: "Это сердце газового хромотографа любого. Это кварцевая капиллярная колонка, внутри которой находятся подвижные фазы. И весь процесс, вообще, происходит вот здесь. Ради вот этой колонки, ради ее функционирования, строится вся вот эта система".

У всей этой системы, у всех видов экспертизы всегда была одна большая цель — выявить автора и дату картины. Ещё наработать свою эталонную базу. То есть внести в реестр результаты исследований по каждой картине.

Директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская: "Я считаю, что как любая база, она обречена на бесконечное существование. Поэтому бесконечное обновление и накапливание нового материала. Мне просто важно, что сейчас именно у нас в стране появилась эта инициатива".

Эталонная база русской живописи может выглядеть так. Подобная картина есть во всех музеях и экспертных лабораториях, а может выглядеть так. Намного удобнее. Excel-евская таблица в скором времени будет главным помощником всех искусствоведов и экспертов.

Ирина Конова, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства: "Мы можем, например, сказать, оценить все грунты Петрова-Водкина, потому что есть статистика по грунтам, есть статистика по краскам, есть статистика по связующим, есть статистика полная по холстам, есть статистика полная по элементному анализу. Вы можете выбрать всего Петрова-Водкина, вы можете выбрать картины с определенным интервалом времени создания".

Петров-Водкин, Куинджи или Коровин — сейчас, чтобы атрибутировать их работы, то есть, доказать авторство, необходимо попасть хотя бы в один музей, где хранятся их картины — увидеть мазки, палитру, необходимо провести анализ красок и холста. На все это уходят месяцы, а то и годы. В Центре экспертизы имени Репина и в лаборатории Музея современного искусства решили упростить задачу и себе, и коллегам. Теперь, чтобы атрибутировать картину, например, в Омском музее, не обязательно ехать в Москву или Петербург. Достаточно открыть эталонную базу, где представлены все виды исследований.

Виктор Шпенглер, генеральный директор Центра художественной экспертизы им. Репина: "Мы не делаем это секретом и закрытым научным материалом. Поэтому это можно считать всеобщей базой. Если кому-то это понадобится, мы, пожалуйста, можем предоставить. За семь лет уже база достаточно большая. И мы гордимся ею еще и потому, что мы сами очень строго подходим к вещам, которые туда попадают. Если попадают в эталонную базу подделки, то это уже база под вопросом, она может привести к дальнейшим ошибкам".

В истории российского искусствознания еще не было эталонной базы, которой бы пользовались все музеи и экспертные организации. Свои базы они обычно держат под замком и мало кому показывают. Но пройдет еще несколько месяцев, эти таблицы станут автоматизированными, и заработает единая технологическая библиотека по русской живописи.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация