Выберите регион

Смотрим на

Открылась выставка "Небо Яковлева" в Музее техники Вадима Задорожного

Экспозиция посвящена авиаконструктору Александру Яковлеву.

"Небо Яковлева". В Музее техники Вадима Задорожного в подмосковном поселке Архангельское открылась выставка в честь 115-летия со дня рождения знаменитого авиаконструктора – Александра Яковлева. Антон Николаев осмотрел экспозицию.

Летчик-испытатель Андрей Синицын последний раз сидел за штурвалом ЯК-141 30 лет назад. В 1991 году он установил на этом самолете 12 мировых рекордов. Самолет – поистине уникальный. Палубный истребитель вертикального взлета. Его главное преимущество долгие годы не имело аналогов в мире.

"В обычном самолетном взлете это в чистом виде аэродинамическая сила. А здесь сила реактивных двигателей. Самолет висит на реактивной струе. А после того, как он начинает разгоняться, постепенно обретает вот эту вот аэродинамику и переходит в нормальный самолетный полет", – рассказал летчик-испытатель, герой России Андрей Синицын.

Это один из двух сохранившиеся лётных экземпляров ЯК-141. В массовое производство самолет так и не был запущен.

"Вы знаете, последние десятилетия было столько разочарований, что это теряется на общем фоне", – признался Андрей Синицын.

Теперь летный костюм Андрея Синицына – экспонат выставки, которую в музее военной техники подготовили к 115-летию Александра Яковлева. Первым делом для Яковлева действительно были самолеты. От школьного кружка авиамоделирования – до замминистра авиационной промышленности. И даже в жены себе взял Екатерину Медникову – летчика-испытателя. В созданном им конструкторском бюро разработано свыше 200 опытных и более 100 серийных летательных аппаратов.

"Александр Сергеевич Яковлев является выдающимся авиаконструктором. Но, кроме этого, он внес значительный вклад в воспитание молодого поколения. Мы все знаем эти книги, которые вышли огромным тиражом и в России, и за рубежом. Это "Записки авиаконструктора. Цель жизни"", – сообщил заместитель генерального директора ОКБ им. Яковлева Аркадий Гуртовой.

Особый период в истории конструкторского бюро – Великая Отечественная война. В первый период войны Люфтваффе имело преимущество. Однако после появления новых моделей советских истребителей, в том числе созданных в бюро Яковлева, наши летчики смогли успешно противостоять гитлеровской авиации.

Это был основной боевой самолет Великой Отечественной войны. Таких машин выпустили более 8000. Этот самолет был поднят поисковой командой музея в 2009 году со дна озера Кривое.

"Молодой летчик после задания возвращался, выработал топливо по неопытности и не дотянул до аэродрома. Он не погиб, он сел на вынужденную на лед озера. А потом, когда пришла ремонтная бригада, самолет уже утонул", – отметил заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея техники В. Задорожного Марат Хайрулин.

В музее можно увидеть ЯК-3, купленный на деньги колхозника Ферапонта Петровича Головатова, а также его родственников и соседей. Но, возможно, главный экспонат на этой выставке – вот этот транспортир и набор циркулей. Именно с помощью таких инструментов Яковлев создавал все свои самолеты – начиная от планеров и учебно-тренировочных, заканчивая военными и пассажирскими. Сегодня именно Конструкторское бюро имени Яковлева является разработчиком главного проекта в гражданской авиации России – самолета МС-21.

Читайте также