Музей Андрея Рублева представил выставку финифти
Музей имени Андрея Рублева открывает выставку, посвященную финифти – искусству живописной эмали. В экспозиции – произведения, созданные в XVIII – начале XX века в Москве и Ростове. Это иконы и богослужебные предметы с эмалевыми вставками. На пресс-показе побывал Антон Николаев.
"Это московские эмали. Дарохранительница датируется рубежом XVIII – XIX веков. А потир, благодаря клеймам, известно, что он создан московским эмальером Василием Поповым в 1836 году. А на верхней полке брачные венцы. Это уже ростовские эмали", – рассказала заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Музея имени Андрея Рублева Елена Давыдова.
Москва и Ростов были двумя крупнейшими центрами эмальерного производства. Музей имени Андрея Рублева демонстрирует на этой камерной выставке – под стать миниатюрным экспонатам – все виды этого церковного искусства: от украшений богослужебной утвари и напрестольных Евангелий до самостоятельных произведений, как эта икона. Многие сюжеты на таких эмалевых миниатюрах заимствованы с западных гравюр. Впрочем, русские мастера их по-своему перерабатывали. Не случайно выставка называется "Русская финифть".
"Художники приспосабливали эти гравюры и меняли какие-то детали в соответствии с православным вероучением и в соответствии со своими задачами. Например, они могли взять из одного сюжета ракурс какого-то персонажа, из другого – какие-то детали. Очень творческий был подход", – отметила Елена Давыдова.
В отличие от икон, которые пишутся на дереве, эмалевые, выполнявшиеся на золотых, но чаще медных пластинах, значительно сложнее в производстве. Яркие, не тускнеющие со временем краски, приобретают свой окончательный вид только после 7-8 обжигов в печи и такого же количества прописей. Эмальеры работали специальными красками, в которые добавлялись соли металлов – золота, серебра, меди, хрома, олова.
"Изначально они все одинаково серого цвета. Поэтому тут нужно особое искусство мастеров, чтобы понять, когда ты пишешь образ, какие же цвета будут, чтобы они сочетались, чтобы соответствовали твоему замыслу. А, кроме того, оттенок еще зависел от длительности и температуры обжига", – добавила Елена Давыдова.
Искусствоведы до сих пор точно не знают, почему именно в Ростове живописная эмаль получила особое распространение и сегодня ростовская финифть известна во всем мире. По одной из версий, этому способствовала канонизация святителя Дмитрия Ростовского в середине XVIII века. Искусствоведы предполагают, что его народное почитание и массовое паломничество в Ростов и стали причиной популярности эмалевых образков с изображением святого, которые паломники увозили на память.