В Новой Третьяковке открылась выставка русского и немецкого романтизма
"Мечты о Свободе. Романтизм в России и Германии" — большая международная выставка открывается в Третьяковской галерее. Этот проект подготовлен в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Он объединил картины и предметы эпохи романтизма. Репортаж Ксении Егоровой.
Те самые сапоги Наполеона, под которыми легла завоеванная Европа. Германия, как особо пострадавшая сторона. Россия, освободившая Европу и ставшая свидетелем восстания декабристов. Вот контекст, с которого та самая эпоха романтизма и начиналась.
"Шпага, на которой выгравировано множество гербов, это наградное оружие за победы в войне 1812 года. И это были те же самые герои, над головами которых ритуально ломали эти шпаги. "Восстания декабристов" висело в кабинете Бенкендорфа, а это – оригинальный рисунок Пушкина, который вообще обычно не показывают", – рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Более 35 собраний России и Германии принимают участие в этом действительно масштабном проекте. Его готовили здесь более двух лет. Из художественных собраний Дрездена здесь полотна Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге,
Иоганна Овербека. С нашей стороны – работы Александра Иванова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского и Карла Брюллова. Кураторы настаивают, если не читать подписи под картинами, легко можно принять одну сторону за другую – слишком уж общий контекст.
"В XVIII столетии Дрезден был стыковочным пунктом для русских художников на их пути в Италию. Русские надолго оставались в Дрездене, и это пребывание не могло не отразиться на их творчестве. Конечно, он посещали нашу галерею и создавали, например, копию Сикстинской мадонны – русские имена до сих пор хранятся в книге гостей", – отметил директор Музея Альбертинум Хильке Вагнер.
Пересекались художники уже и в самой Италии – писали здесь прекрасные пейзажи. Одни – вдали от петербургского холода, другие – от не радужных реалий раздробленной на мелкие части Германии. Стремление к свободе выражали в пейзажах – особенно любили ночные – ночь стирает субъективные границы и помогает найти путь к себе. Стихия, атмосфера и бескрайний горизонт – суть романтизма.
"До романтизма все пейзажные картины были будто ограничены: слева – гора, справа – дерево, у художников романтизма эти границы будто стираются, их больше нет. Появляются необъятные просторы. У русских и немецких художников всегда можно найти устремленность взгляда вдаль", – сообщил куратор выставки Хольгер Биркхольц.
И хотя хронологически верхняя граница эпохи романтизма – 1848 год – так называемая "весна народов Европы", на строгих временных границах в искусстве здесь не настаивают и показывают современных романтиков уже на Русском Севере.