Как проходит процесс реставрации древних книг в РГБ
Это Псалтирь 1780 года. Сейчас ее страницы отреставрированы. На процесс ушел год. Художник-реставратор сшивает тетради по древней технологии. Готовит книгу к переплету.
"Особенность в том, что шьется на внешних шнурах льняными нитями и потом делается кожаный переплет, крышки делаются из досок, обтягиваются кожей, делаются металлические замочки", – рассказала художник-реставратор Вера Демидова.
Переплетать Псалтирь будут так же, как и другую богослужебную книгу – "Октоих" – 1594 года. Она уже сшита на станке, сейчас плетут капталы из льняной нитки.
"Старинная техника, самый распространенный вид каптала, на пеньковом шнуре льняными нитями оплетается шнур и крепится к блоку", – добавила Вера Демидова.
Автор "Октоиха" – Андроник Невежа – ученик одного из первых русских книгопечатников Ивана Федорова. Книгу передал в фонды библиотеки в 70-е годы профессор и известный книговед Алексей Маркушевич. Обложка "Октоиха" из дуба, обтянутая кожей – еще готовится к реставрации. Как и буковые доски немецкого учебника по фехтованию начала XVII века.
Листы этих изданий – из так называемой тряпичной бумаги – ее получали, перемалывая тряпье, и из получившейся массы отливали листы. Первый этап реставрации – отмывание страниц. Их оставляют отмокать в воде около получаса – вода вымывает желтизну. Затем листы сушат и отправляют к реставраторам – восполняют утраты бумагой разной плотности.
"Шелковка – это японская бумага, которая практически прозрачная становится при подклейке разрывов, особенно в тех местах, где тексты какие-то, сложные рисунки. Чайная бумага – она немножечко поплотнее", – сообщила художник-реставратор Мария Лапинская.
К рукописным изданиям – подход еще более бережный. Чтобы чернила не вымывались, листы промакивают водой, смешанной со спиртом.
"Он немножко не дает чернилам войти в процесс разрушения, немножко укрепляет", – отметила художник-реставратор Наталия Омельчук.
Реставраторы говорят, в процессе важно не наводить лоск, а оставить следы бытования потомкам.