Московская биеннале "Мода и стиль в фотографии" открылась в Мультимедиа Арт Музее
Мультимедиа Арт Музей открывает новую страницу работ фотографов, для которых мода — это манифест. Юлия Майорова, которая живет в основном в Америке, снимает звезд мирового уровня. Джей Ло готова принимать самые неудобные позы, потому что точно получится красиво, а Николь Кидман расслаблена в кадре настолько, что почти засыпает. Кстати, именно это состояние — расслабленное, полусонное, чаще всего и ловит Юлия Майорова. Поэтому и выставка ее называется "Режим тишины". На снимках отлично получаются даже те, кто совсем не настроен сниматься — так было с режиссером Абелем Феррара.
Юлия Майорова, фотограф: “Едем с ним в лифте, я снимаю его в лифте, мы идем пить кофе, я снимаю, как он пьет кофе. Он говорит: ладно, ты мне надоела. Хочешь на крыше сфотографироваться? Пойдём. Мы идем на крышу, но там дождь и ураганный ветер, и сниматься почти невозможно. Мы делаем один кадр, спускаемся, и дальше думаем, что же делать, потому что как-то надо сняться”.
Эмми Америка — самая молодая участница первого потока этого биеннале — живет на несколько стран, преподает в московской школе Родченко. Один из ее проектов — русская свадьба в сельской местности для глянцевого журнала. Торжество получилось почти реальным — с типажами и характерами, которые легко узнать. Конфликт налицо: глянец любит шик и блеск, а реальность — все же кусается.
Американка Лорен Гринфилд на биеннале уже не первый раз. Ольга Свиблова заметила ее в начале пути. Сейчас она известна как художник, фотограф и документалист. На этой биеннале — ее ретроспективная выставка "Одержимые успехом". Она исследует тему трансформации американской мечты. Почему, например, некоторые родители приводят на конкурс красоты своих дочек, как только те начинают ходить. Или почему женщины воспринимают свое тело как средство для извлечения прибыли. И как потом любыми способами стремятся сохранить красоту. "Я не верю, что абсолютная естественность — это про женщин," — говорит Донателла Версаче, одна из героинь снимков Гринфилд.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея: “Она цитирует знаменитого рэпера американского, его зовут Future, и этот рэпер говорит, что неважно — можешь ли ты быть, как минимум, ты должен казаться. Казаться из всех сил, до последнего, даже до последнего краха — финансового, морального, физического... Вопрос — нам это нужно или нет? К чему мы идем?”
На эти вопросы отвечает еще один фотопроект — "Поток". Фотографа Бориса Назаренко кураторы нашли в социальной сети, у него почти тридцать тысяч подписчиков. Около десяти лет пенсионер выходит со смартфоном и фотоаппаратом на улицу и снимает всё, в чем видит гармонию, конфликт и смысл. Вот продавщица на рынке в Москве, а это — почти в той же композиции торговец в Риме.
Борис Назаренко, фотограф: «Я никаких планов не строю. У меня нет никаких проектов. Я не снимаю серии, как многие фотографы. Я просто хожу с камерой, со смартфоном. Меня привлекают какие-то истории, которые происходят то там, то там, я их замечаю, которые меня возбуждают интерес и снимаю».
На снимках Бориса Назаренко, похоже, стиль и мода обретают другое значение: на улицах городов мода — точно не манифест. А скорее, способ заработка и явление, с которым приходиться мириться.