Как тебе такое, Илон Маск: Безос выставил на аукцион билет в космос
Билет в космос 6 мая выставила на аукцион американская компания, принадлежащая Джеффу Безосу. Самый богатый человек мира готовится запустить свой летательный аппарат, и это прямой вызов другому миллиардеру – Илону Маску. Он уже ответил, устроив испытания прототипа космического корабля, который должен отправиться на Луну и Марс. К чему могут привести эти "звездные войны" между основателями крупнейших бизнес-империй?
Прототип №15 для SpaceX оказался счастливым. Не то что раньше. Стартовав с испытательного полигона Starbase, неподалеку от южно-техасской деревни Бока-Чика, корабль забрался на 10 километров, совершил несколько маневров и через шесть минут сел на бетонную посадочную площадку.
"Мы успешно приземлились в зоне посадки, точно на бетонную площадку. Вы можете видеть небольшой огонь, вырывающийся из-под корабля. В этом нет ничего необычного, и нет ничего, что вызывает наше беспокойство", – отметили в компании Илона Маска.
В предыдущий раз, а дело было в марте 2021 года, с прототипом SN10 тот же Джон Инспрукер события опередил. Только он объявил о мягкой посадке, как ракета подпрыгнула на несколько десятков метров, после чего, объятая пламенем, рухнула разлетевшись на куски, повторив тем самым судьбу двух предыдущих прототипов под номерами 8 и 9. Всему виной была утечка метана из топливного бака.
В этот раз у Илона Маска ничего нигде не протекло.
"Предыдущие четыре попытки были неудачными", – помнят в компании.
Корабль поднялся в воздух при помощи трех двигателей Raptor, но это пока на трех. В окончательной версии корабля Starship их будет шесть, а у ракеты носителя Super Heavy – аж сразу тридцать. Именно с помощью этой системы Маск собирается доставлять людей и грузы на Луну и Марс. А в ближайшей перспективе – вывод корабля на орбиту Земли. С этим, если ничего не рванет, хотят успеть до конца 2021 года.
Пилотируемый корабль Dragon 2 – конструкция более проверенная. Недавно очередной экипаж вернулся на нем с МКС, а в сентябре SpaceX на нем собирается запустить на орбиту четырех космических туристов. Миссия продлится три дня. Один оборот вокруг Земли корабль будет совершать за 90 минут. Полет оплатил бизнесмен Джаред Айзекман. В экипаже ему достанется должность командира.
"Когда я узнал, что миссия Inspiration4 будет первой с полностью гражданским экипажем, я решил, что ни в коем случае она не должна быть чем-то вроде поездки друзей на рыбалку", – подчеркивает предприниматель Джаред Айзекман.
Может и так, да только вот есть рыба и покрупнее. Опередить Маска, первым за прошедшие 12 лет отправив в космос туристов, хочет другая акула большого американского бизнеса— владелец Amazon и Blue Origin Джефф Безос. Пуск его ракеты под названием New Shepard назначен на 20 июля. Пассажирами первого рейса станут работники компании, но один звездный билет все же пустят с молотка.
"Компания Blue Origin запустила онлайн-аукцион на одно из шести мест в первом полете корабля New Sheppard на орбиту. Неизвестно, кто станет остальными членами экипажа, полетит ли сам Джефф Безос, но путешественники смогут насладиться видом в течение 11 минут и 3 минуты испытывать невесомость", – рассказывает ведущая аукциона.
Проще говоря, это экономкласс. Конечно, эконом по космическим меркам. Пассажиры New Shepard будут находиться в невесомости около трех минут. Они увидят Землю в иллюминаторе.
"Если ты плохо переносишь все эти полеты, значит, это не удовольствие, а мука для тебя будет. Никакого космоса не увидишь. Там мешок будешь наполнять. То есть, я так понимаю, там не профессиональные космонавты, это естественно, туристы. Деньги плати, да лети на свой страх и риск. Все".
Кстати, на орбиту ракета Blue Origin не заберется. Высота – менее ста километров. То есть, ниже так называемой линии Кармана, которую за всю историю пересекали только 569 людей. В перспективе, по планам Безоса, за двести тысяч долларов пересечь ее сможет любой желающий.
"Полет начинается, вы взлетаете, поднимаетесь в космос, – описывает полет ведущий. – Затем ракета отделяется, а вы остаетесь в космосе, после чего снижаетесь и на парашюте возвращаетесь на Землю".
Но если в ближнем космосе места для конкуренции еще хватает, то вот Луну Безос и Маск не поделили. 17 апреля NASA выбрала SpaceX для постройки в рамках программы "Артемида" посадочного лунного модуля, на борту которого впервые в истории должна быть и женщина. Цена вопроса 2,9 миллиарда долларов. Лететь собирались в 2024 году, но все работы теперь придется свернуть. 1 мая 2021 года Безос оспорил решение НАСА в контрольном управлении США.
"Ирония в том, что Безос использует аргументы, очень похожие на те, что использовал Маск в своей борьбе против компании United Launch Alliance, чтобы получить контракты. История, похоже, совершила оборот", – констатирует телеведущая новостей.
На пыльных тропинках далеких планет своих следов обиженные друг на друга миллиардеры пока не оставили, зато в соцсетях порядочно наследили.
"Два богатейших человека на планете ведут войну галактических масштабов в Twitter. Компания Безоса Blue Origin опротестовала решение NASA отдать контракт на лунную программу компании Маска SpaceX, и спровоцировала Илона на троллинг в Twitter", – продолжает ведущая новостей.
Шуточки при этом не выше звезд, а ниже пояса.
"Не может встать (на орбиту), lol", – троллят друг друга "заклятые" миллиардеры.
Считается, что Макс взял ценой. Ученые полагают, что заявка Безоса была более продуманной.
"Для многих из нас очевидным выбором была бы компания Blue Origin, потому что она работает со всеми традиционными большими аэрокосмическими компаниями. Одной из причин того, что выбрали SpaceX, было сокращение Конгрессом финансирования программы", – поясняет астрофизик и астроном из Гарварда Джонатан Макдауэлл.
То есть, за SpaceX сыграла не высота полета мысли его конструкторов, а подъемная сила пиара Маска, с которым он давно и успешно может забраться на любую орбиту.
В любом случае, Аэрокосмическому агентству США придется выбрать кого-то одного.
"У них нет средств, чтобы финансировать двух конкурентов. Они были предельно ясны в своем отчете, где указали, что надеялись на хотя бы две компании во второй фазе, но не могут этого себе позволить. Поэтому выбрали SpaceX", – констатирует блогер Джордан aka The Angry Astronaut.
Илон Маск при этом не скрывает: Луна для него лишь промежуточная остановка. Окончательная цель не изменилась. Основатель SpaceX мечтает о Марсе. И да, для большинства полет к Красной планете будет рейсом в один конец.
"Первая экспедиция на Марс будет напоминать поход исследователя Эрнеста Шеклтона в Антарктику. Будет очень трудно и очень опасно. Это будет долго. Возможно, добровольцы больше не вернутся домой. Но это будет увлекательный опыт! Если честно, там просто куча народу умрет, это сложное предприятие", – рекламирует полет к Красной планете Илон Маск.
На Земле, по мнению Маска, становится слишком тесно. Пять лет назад основатель SpaceX даже рассказывал, что на Марс к 2035 году можно будет долететь за 80 дней. Маск собирался отправить туда один миллион человек.
"Маск говорит, что нельзя держать все яйца в одной корзине. Что нам нужен "план Б" на случай, если Земля будет уничтожена, чтобы человечество выжило. На мой взгляд, это крайне демотивирующий аргумент. Мы послали роботизированных дронов на все планеты в Солнечной системе, и поверьте мне, эта планета – лучшая из всех", – возражает Маску Джефф Безос.
Впрочем, до того, чтобы осчастливить человечество, что одному миллиардеру, что другому пока дальше и чем до Марса, и чем до Луны. Зато их "звездными войнам" очень довольны в Пентагоне.
С одной стороны, Маск и Безос помогли заполнить нишу, которая возникла в связи с запретом на использование российских ракетных двигателей РД-180, с другой – двойная тяга их амбиций гарантирует, что оборонные бюджеты даже без полетов внутри Солнечной системы останутся космическими.