ВОЗ призвала отменить патенты на вакцины от коронавируса
Сегодня ВОЗ призвала все государства отказаться от патентов на вакцины от COVID-19, чтобы эти препараты могли свободно применяться во всем мире. Напомню, что накануне идею снять патентную защиту с вакцин поддержал Владимир Путин. С похожими заявлениями выступили лидеры других стран, Еврокомиссия, ВТО и ЮНЕСКО. Но у этой инициативы появились и противники.
AstraZeneca теперь в Германии для всех. Несмотря на то, что количество случаев развития тромбоза после прививки оксфордской вакциной растет, министерство здравоохранения отменило ограничение на использование этого препарата для людей младше 60 лет, потому что других не хватает. Даже в Германии.
С идеей насытить глобальный рынок вакцинами, лишив разработчиков эксклюзивных прав на их производство, в октябре прошлого года выступили ЮАР и Индия.
США полгода были против, но теперь администрация Байдена вдруг передумала: накануне президент США поддержал идею моратория на патентую защиту, чем обрушил биржевые котировки фармацевтических компаний, но привел в восторг президента Южной Африки. И не его одного, конечно.
"Это победа для Южной Африки. Она показывает, какое влияние мы имеем как страна, работая вместе с другими, что наш голос и наши идеи имеют вес. Потому, что они рациональны, прогрессивны и направлены на благо людей на нашем континенте, а также в развивающихся экономиках по всему миру", – заявил президент ЮАР Сирил Рамафоса.
Не в обиду президенту ЮАР, но, если бы Трамп не ходил в свое время по головам союзников, и не обеспечил стабильную и прогнозируемую ситуацию с вакцинированием в США, Байден сейчас не был бы таким гуманистом. А так можно.
Вот во Всемирной организации здравоохранения смысл этого действия, в общем, правильно уловили.
"Это знаменательный момент в борьбе против COVID-19. Приверженность американского президента Джо Байдена и торгового представителя США Кэтрин Тай отказаться от патентов на вакцины является мощным примером лидерства Соединенных Штатов в отношении вызовов в глобальном здравоохранении", – говорится в сообщении ВОЗ.
Отдельного упоминания заслуживает комментарий президента Франции: он целиком за открытие интеллектуальной собственности и за то, чтобы это сработало в бедных странах черного континента.
"Вы можете передать интеллектуальную собственность фармацевтическим производителям в Африке, но у них нет платформ для производства. Суть заключается в передаче технологии и ноу-хау, чтобы в Африке появились платформы для производства вакцин. Вот в чем суть", – говорит Макрон.
Невысказанная президентом Франции суть заключается том, что наука и фармацевтическая индустрия его собственной страны до сих пор внесла нулевой вклад в борьбу с пандемией – собственной вакцины нет. Зато применить у себя технологии Pfizer или Moderna бесплатно, а потом извлечь из них прибыль она вполне в состоянии.
В отличие от Франции, Россия может быть спонсором гуманитарного проекта: на выбор сразу три препарата, надежных, как автомат Калашникова, – процитировал Владимир Путин европейских экспертов.
"Безусловно, Россия бы поддержала такой подход, имея в виду, что в современных условиях, как я уже многократно говорил об этом, мы должны думать не о том, чтобы извлекать максимальную прибыль, а о том, чтобы обеспечить безопасность людей. А безопасность может быть обеспечена только в том случае, если вакцины будут применяться в подавляющем большинстве стран мира", – заявил Путин.
Россия поддержала американскую инициативу, а вот ближайшие европейские союзники Вашингтона – нет. Британия и Германия, у которых есть свои вакцины от AstraZeneca и BioNTech, принимают в расчет обеспокоенность фармпроизводителей. Дженерики, как правило, дешевле, но и хуже оригиналов, а главное – для вывода нового препарата на рынок разработчик тратит миллиарды долларов. Эти инвестиции надо защищать.
В интервью FT Ангела Меркель заметила, что неприкосновенность интеллектуальной собственности – это источник инноваций, а министр иностранных дел Германии предложил не множить число фирм-производителей, а расширять возможности тех, что уже есть.
"На данный момент речь идет, прежде всего, о расширении существующих производственных площадок. Об их расширении, об улучшении цепочек поставок, о том, чтобы больше людей получали пользу от вакцин", – считает министр иностранных дел Германии Хайко Маас.
На данным момент есть две главные причины дефицита вакцин: нехватка производственных линий и перебои с поставками сырья. Отмена патентов, возможно, частично решает первую проблему, но явно обострит конкуренцию на рынке исходных материалов. И это потребует отдельного решения. В общем, в первой декаде июля ВТО собирается обсудить мораторий на патенты со всех сторон, хотя данный предмет вряд ли возможно эффективно подвергнуть мысленному эксперименту.
Все плюсы очевидны и бесспорны, а вот минусы есть и скрытые, которые проявятся уже на практике. В России мы знаем, что это работает по-другому: разработчики вакцин – люди государственные. А на Западе этим занимаются частные компании. Последствиями административного вмешательства в рыночную стихию может пренебречь только тот, кто считает ковид последней пандемией в истории человечества.