Олимпиада в Токио: почему протестуют японцы
Правительство Японии продлило действие режима ЧС в Токио и ряде других префектур из-за коронавируса. Решение вступило в силу сегодня. На этом фоне прошел крупный марш против Олимпиады. Волнует протестующих, конечно, не спорт, а безопасность и траты в тяжелый для страны период. Почему подготовка к Играм остается вопросом политическим?
Акция протеста у главного токийского стадиона с требованием немедленно отменить Олимпиаду проходит в тот момент, когда внутри организаторы в закрытом режиме отрабатывают проведение соревнований с соблюдением мер санитарной безопасности. Колонна протестующих в сопровождении полиции и журналистов идет по опустевшему городу. На фоне роста заболеваемости режим чрезвычайной ситуации в столице продлен до конца мая, но на подготовке к Играм это никак не отражается. Хотя запланированный на середину мая визит президента МОК Томаса Баха, скорее всего, будет перенесен.
"Я думаю, что сейчас, когда нет никаких признаков, что пандемия пойдет на спад, сложились самые неблагоприятные условия для проведения Олимпиады в этом году", – говорит Томоко Хирано, жительница Токио.
Такого мнения, по опросам, придерживаются от 50 до 60 процентов токийцев. Несмотря на закрытые границ и поголовное ношение масок, число заражений коронавирусом COVID-19 в Японии вернулось к пиковым значениям конца года.
Кстати, сами по себе цифры выглядят не столь устрашающими. Суточный прирост – около 7 тысяч. Но в Японии этого уже хватает, чтобы медицинская система оказалась на грани коллапса. На втором году пандемии места в инфекционных отделениях в больших городах исчисляется лишь несколькими сотнями. Потратив на Олимпиаду минимум 25 миллиардов долларов, проблему с коечным фондом власти решить так и не смогли. И это раздражает простых японцев больше всего.
"Инфекция продолжает распространяться, и я бы хотел, чтобы вместо Олимпиады деньги пошли на медицинскую помощь от коронавируса, а также бедным людям, которым нужны кров и еда", – заявляет житель Токио Такаси Сакамото.
Давление на японские власти оказывают как изнутри, так и извне. Все главные японские СМИ цитируют недавнюю публикацию издания The Washington Post, где Томаса Баха называют "Барном Фон Грабителем", а Японию призывают не идти у него на поводу.
Рейтинг правительства Ёсихидэ Суги на днях обвалился до 35 процентов, а уровень неодобрения достиг 43. В парламенте оппозиция устроила премьеру настоящий допрос:
- Текущая третья стадия эпидемиологической опасности означает быстрый рост заболеваемости, четвертая – это уже взрывной рост. Вы и в этом случае будете проводить Олимпиаду? Пожалуйста, ответьте!
- Проводя соревнования, мы примем надлежащие меры, чтобы не было заражений среди спортсменов и членов делегаций, и они могли спокойно принимать участие в Олимпиаде. Одновременно мы будем защищать жизнь и здоровье наших граждан.
Если по сути позиция японского правительства относительно Олимпиады остается неизменной, то тональность, в которой власти ее выражают, – совсем не та, что была еще пару месяцев назад.
Заявлений о том, Олимпиада в Токио станет символом всеобщего единства и победы над коронавирусом, японские власти в последнее время стараются избегать. Когда за 74 дня до церемонии открытия в стране побит очередной антирекорд по числу тяжело больных COVID-19, шансы на то, что в схватке пандемией организаторам Игр удастся одержать победу, выглядят, мягко говоря, неубедительно.