Пресная вода для Крыма: в Азовском море пробурят скважины
Летом в Азовском море собираются бурить скважины для обеспечения Крыма пресной водой. По самым приблизительным оценкам, объем пресных вод – от нескольких кубических километров до десяти и более.
Разведка запасов пресных вод на дне Азовского моря велась еще в советский период. На неделе два судна Росгеологии зашли в Азовское море, предварительные работы были проведены на косе, и там воду нашли. Сейчас основная задача – понять качество воды, ее минерализацию и объем. В рамках экспедиции будут проведены геофизические работы, разведка и бурение, которое позволит точно оценить запасы пресных вод.
"Вода есть везде: и в песках, и в глинах, ее обязательно найдут. Подземная вода все время движется, и здесь вопрос в том, что мы, гидрогеологи, когда эксплуатируем водозаборы подземных вод, рассчитываем не только на то, что они будут съедать емкостные запасы, но и что они будут эксплуатировать ресурсы, то есть приток подземных вод", – говорит завкафедрой гидрогеологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор геолого-минералогических наук Сергей Поздняков.
Палеорусла, проходящие по дну Азовского моря, в упрощенном виде можно сравнить с трубопроводами. Они представляют собой полосы так называемых аллювиальных отложений – песка, гравия, гальки, у которых высокая пористость. Все поры заполнены пресной водой, которая по ним, как по трубам, поступает и разгружается в море. При этом над ними лежит толща морской воды, соленость которой существенно выше -10-12 промилле.
Как же пресные воды оказались под дном моря? Все дело в том, что раньше и моря не было. Примерно 10-20 тысяч лет назад в позднем плейстоценовом периоде уровень Азовского моря был почти на 16 метров ниже современного. Крупные реки Дон, Кубань, Дунай протекали по впадине – ныне ложу Азовского моря. Они были гораздо полноводнее и переносили огромное количество материала. 4-6 тысяч лет назад море стало наступать, его уровень поднялся почти до современных значений. И далее после ряда регрессий и трансгрессий стабилизировался, а палеорусла оказались на морском дне.
Сколько же воды может быть скрыто под морским дном? Этим вопросом сейчас задаются ученые и геологи. Но можно провести самые элементарные подсчеты. Обычно величина подруслового стока составляет 25-30 % от поверхностного речного. Для северо‑западной части Черного моря сток крупных рек (без Дуная) оценивается в 70 куб. км/год, соответственно, объем среднемноголетнего подруслового стока составляет около 17–18 куб. км /год. Сток Дона и Кубани в сумме дает около 35 кубических километров в год, соответственно подрусловой поток может достигать 6-9 кубических километров. Но тут могут возникнуть и другие трудности.
"Вы понижаете давление и напор в этих подземных водах, а в морской воде в Азовском море давление прежнее. И начинается перетекание через дно, через разделяющие слои морская соленая вода будет перетекать вниз. Если под дном была вода пресная, то она начнет неизбежно смешиваться с морской. И тогда сразу возникает вопрос: на какое время эксплуатации мы рассчитываем?" – продолжает Поздняков.
Существующие реконструкции дают представления о конфигурации русел палеорек. В частности, палео-Дон, согласно исследованиям, проведенным в Южном научном центре РАН, протекал через Таганрогский залив, затем проходил через Центральную акваторию Азова и далее шел либо через современный Керченский пролив, либо проходил восточнее. Именно здесь и будет вестись разведка.
Исследования дадут представление о мощности потока пресной воды и ответят на вопрос: сможет ли он противостоять напору соленых морских вод. Согласно существующим правилам, месторождения подземных вод рассчитывается на 25 лет эксплуатации, в таком случае проект будет рентабельным и сможет решить проблему водоснабжения Крыма.