Транспортное средство без правового статуса: как быть с электросамокатами
Передвижение на электросамокатах должно регулироваться правилами дорожного движения. О таком сценарии во вторник, 18 мая, заговорили в Госдуме. С приходом тепла улицы крупных городов заполонили транспортные средства, статус которых не прописан ни в одном законе. Тут же появились кадры трагического инцидента в Санкт-Петербурге. Солист Мариинского театра разбился, упав с самоката на тротуар. Выходит, эти на первый взгляд безобидные устройства на самом деле смертельно опасны?
Видимо, мало кто читает инструкцию к электросамокату, а зря. Во-первых, электросамокат – это не игрушка, не аттракцион, а транспортное средство. Во-вторых, он не предназначен для дорог общего пользования, к которым относятся и проезжая часть, и тротуары. И очень важный пункт: всегда используйте защитный шлем.
Это точно спасло бы Давида Залеева – 31-летнего артиста балета, солиста Мариинского театра. Вот он едет на электросамокате по тротуару, пытается проехать между пешеходами, задевает прохожего, теряет равновесие, падает и ударяется головой об асфальт. Уже несколько дней Залеев в коме на аппарате ИВЛ. Ему провели трепанацию черепа, удалили гематому, но состояние крайне тяжелое. Судя по кадрам, артист двигался со скоростью около 50 километров в час. В момент падения он был сильно пьян.
В одном только Петербурге меньше чем за неделю – еще два ДТП. В Адмиралтейском районе на пешеходном переходе автомобиль сбивает девушку на электросамокате – у нее серьезные травмы. А вот при выезде из двора машина сбивает пару на электросамокате – кстати, вдвоем на него вставать вообще запрещено.
В действующих ПДД понятие "электросамокат" отсутствует. Это устройство для пешеходов? Велосипед? Мопед? Ни четкого статуса, ни правил, ни ответственности.
"По итогам прошлого года целых два процента об общего числа ДТП составили аварии со средствами индивидуальной мобильности. Это происходит потому, что на данный момент они существует вне правового поля", – говорит начальник отдела по работе в очагах аварийности ГКУ ЦОДД правительства Москвы Яна Мерцалова.
Максимальная скорость, с которой движется электросамокат, может превышать 60 километров в час. Если мощность мотора меньше 250 Ватт, он приравнивается к велосипеду, а если больше 250 Ватт – считается мопедом. А вот для управления мопедом уже нужны права категории М.
"Если, допустим, лицо управляет мощным электросамокатом, на который уже нужно водительское удостоверение категории М, но при этом его не имеет, соответственно, лицо будет привлечено к ответственности со штрафом от 5 до 15 тысяч рублей, – говорит командир полка ДПС Александр Самсонов. – За отсутствие мотошлема, опять же, будет штраф тысяча рублей. При нахождении в нетрезвом виде он будет лишен любых водительских прав, которые у него есть".
Электросамокаты с мощностью более 250 Ватт могут передвигаться только по правому краю проезжей части, по велополосе или по обочине без помех пешеходам.
"Получается так, что пешеход наехал на пешехода, может быть даже убил другого человека, но никто расследованием не занимается. Это вопросы полицейских участковых, – констатирует председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов. – Дворовые территории, тротуары, пешеходные дорожки – это зона совместного передвижения с пешеходами, и здесь ограничение скорости 6 километров час".
"Необходимо писать новый раздел ПДД: приравнять электросамокаты к мопедам со всеми вытекающими последствиями", – считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Франция еще в 2019-м ввела ограничения для электросамокатов – там их называют скутерами. Они запрещены на тротуарах, штраф за превышение скорости – до 1500 евро.
В Великобритании пользоваться этим устройством можно, но только прокатным, с принудительным ограничением скорости, и при наличии прав. В высокотехнологичной Японии электросамокаты, сегвеи, моноколеса и гироскутеры на дорогах под запретом. Разрешен только велосипед.
Максимальная скорость передвижения на электросамокате в странах мира такова: в Германии это 6-20 километров в час, во Франции – 8-20 километров в час, в Швеции – 20 километров в час, столько же и в Бразилии, в Испании и Италии – от 6 до 30 километров в час. Видимо, и мы скоро к этому придем.