Друзья и коллеги — о художнике Таире Салахове
Про "суровый стиль" Таир Салахов говорил: все привыкли, что изобразительное искусство должно ласкать глаз, суровость же в радость, она происходит от правды.
"Это был поиск, и в то же время поиск шел из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинграда, из Средней Азии, знаете, это был поиск. Поиск правдивого искусства, которое отражало бы время", — считал Таир Салахов.
Это "Нефтяник", написанный художником в 1959-м. Труженики Каспия, далёкие от трафаретных образов того времени, были первыми героями художника. Салахов по два месяца жил с ними в общежитии. После были портреты Дмитрия Шостаковича, Кара Караева, Мстислава Ростроповича. Знаменитый виолончелист на один день приехал с гастролями в Баку, и согласился позировать художнику. Уже на наброске Ростропович написал "Дорогой Таир, спасибо тебе за твой талант. Твой Слава".
Андрей Золотов, вице-президент Российской академии художеств: "Редко кому удается найти свой язык, при этом язык, который узнаваем и в то же время всем понятен. Мы всегда, когда видели новое полотно Салахова или из прошлых лет работы, мы понимали, что это Салахов, но вот уже какой-то новый".
Говоря о творчестве Салахова, критики отмечают, что он одновременно обладал острым чувством современности и ощущением вечности. Предметы на его картинах теряли конкретный бытовой смысл и становились частью другого, нездешнего мира.
Зураб Церетели, президент Российской академии художеств, народный художник СССР: "Я очень переживаю, что такой достойный художник ушел из жизни. Мне трудно говорить на эту тему, сейчас внутри я плачу".
Полад Бюльбюль-оглы, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в России: "Кроме того, что он был выдающимся художником, который создал свой собственный стиль, он был еще очень открытым и добрым человеком и общественным деятелем. Не все художники, не все творческие натуры могут сочетать творчество с общественной работой".
В Советские годы Салахов — первый секретарь правления Союза художников СССР, помогает многим коллегам. В 60-х спас полотно Павла Никонова "Геологи", которое не понравилось Хрущёву на выставке в Манеже. Он увёз картину в Баку, а через 20 лет она пополнила коллекцию Третьяковской галереи.
Таир Салахов (съемка 2016 года): "Каждый художник трудится в меру своего таланта, в меру своих возможностей, в меру своих материальных возможностей, понимаете, поэтому я всегда трогательно отношусь к творчеству художников, и я всегда поддерживаю то, что вдруг новое появляется".
"Творчество долгий и мучительный процесс, по завершении которого испытываешь чувство счастья", — говорил Таир Салахов. Источником своей работоспособности называл жизнелюбие, и отмечал: главный секрет, что его в жизни волновало всё.