Он знал, о чем говорил: сто лет со дня рождения Григория Чухрая
Исполнилось 100 лет со дня рождения классика советского кино – Григория Чухрая. Он прошел Великую Отечественную войну десантником и снимал во многом о войне, но по-своему. Фильмы Чухрая брали призы в Каннах, есть и номинация на "Оскар".
Григорий Чухрай снял шесть игровых фильмов, и четыре из них рассказывают о человеке во время войны, его ощущениях, мыслях и переживаниях. Он знал, о чём говорит.
"Человек, который всю войну прошёл в десантных войсках, и под Сталинградом, и днепровские операции, и Словацкое восстание, и Венгрия, и Австрия, и Югославия. Там было много ранений и ситуаций на грани смерти, естественно", – рассказал Павел Чухрай, режиссёр, народный артист РФ, сын Григория Чухрая.
"Чрезвычайное – в самой фигуре Григория Наумовича, который был не просто грандиозным режиссёром, это была грандиозная личность. Это всё-таки фронтовик, человек, который прошёл войну. Даже специальный был термин – "чухраевщина". Это когда забрасывали десант в тыл врага", – вспоминает актриса, народная артистка РСФСР Людмила Максакова.
Но снимал он войне не как все. В дебютной работе "Сорок первый" на первом плане – зарождающаяся любовь между девушкой-конвоиром и пленным; в "Балладе о солдате" у него простой солдат Скворцов едет в отпуск повидать мать и по пути вроде как растрачивает своё время на добрые дела; в "Чистом небе" показано, как любовь может исцелить отчаявшегося человека.
"Когда мне говорят – "а какие вам давал советы отец?", никакие никто не должен советы давать. Советы никому не нужны. Ты смотришь, как живут твои родители, что они считают важным, а что они считают неважным. Где они идут на компромисс, а где – нет, как они относятся к стране, к людям, что их оскорбляет, а что нет в этой жизни. Я счастлив, что вырос в такой семье", – рассказал Павел Чухрай.
С Чухраем наше кино не раз гремело в Каннах. За свою дебютную картину "Сорок первый" он получил специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, за "Балладу о солдате" – номинацию на "Золотую Пальмовую ветвь", а за "Жили-были старик со старухой" особого упоминания жюри в Каннах удостоилась исполнительница одной из главных ролей – Вера Кузнецова. С ним кинематография послевоенной страны всё активнее включалась в мировой процесс.
"Жизнь прекрасна" – фильм Чухрая с участием итальянских звёзд Джанкарло Джаннини и Орнеллы Мути. Роль второго плана — любимый миллионами советский артист Регимантас Адомайтис.
"Эта картина снималась не только в Москве, но и в Риме, также в Португалии. А тогда выехать за границу было уже событие. Это так было давно, что я не первого, ни последнего разговора не помню, я помню только, что Чухрай был милый, приятный человек", – рассказал актёр, народный артист СССР Регимантас Адомайтис.
Григорию Чухраю приходилось бороться за свои идеалы, доказывать правоту и отстаивать мнение – почти все его фильмы пришли к зрителю трудным путём. Чухраю приходилось отстаивать своё кино. Жёстко, последовательно и решительно. Вот, что вспоминает автор сценария фильма "Трясина" о матери дезертира Виктор Мережко: "Когда тормознули картину, конечно, он очень переживал, потому что он на эту картину делал ставку. Григорий Наумович пытался найти аргументы, дескать, что это не против войны, фронта и армии, не о трусости, а о мужестве матери, которая защищала свою кровиночку, своё дитя любимое, вот была главная задача".
В кино видно, как Григорий Чухрай любит человека, сочувствует ему, старается его понять. Человека, который попал в самые страшные, суровые обстоятельства. Человека, который может поступать неблагоразумно, ошибаться или быть слишком наивным. Но его герои всегда настоящие.