Скандал в Великобритании: правительство Джонсона решало, кого не надо спасать в пандемию
"Даже не рассчитывайте на легкую прогулку по Елисейским полям". Так британские газеты обсуждают новость о том, что Париж ополчился против туристов с Альбиона. Из-за гуляющего по нему индийского штамма французы будут сажать подданных ее величества на недельный карантин и штрафовать по прилету. О том, куда можно улететь, чтобы не пить пиво также робко, как принц Чарльз, спросили и у главы британского Минздрава. И это был, пожалуй, единственный из безобидных вопросов.
Этим утром журналисты караулили у дома министра здравоохранения Мэтта Хэнкока. Бывший советник Джонсона Доминик Каммингс заявил, что Хэнкок систематически врал и виновен в том, что страна так серьезно пострадала от пандемии. Но министру эти обвинения как с гуся вода. С журналистами он общаться не стал, а в парламенте заявил, что не покладая рук спасал соотечественников от гибели.
"Я каждое утро просыпался и спрашивал себя: "Что я должен сделать, чтобы защитить жизни?" Вот какова работа министра здравоохранения во время пандемии. Мы действовали на принципах открытости, прозрачности и объяснения того, что мы знали, и того чего мы не знали", – рассказал министр здравоохранения Великобритании Мэтт Хэнкок.
Но ренегат Каммингс опубликовал фотосвидетельство отчаянных метаний правительства в начальный период пандемии: на доске из комнаты совещаний, где обсуждался план действий правительства, видна надпись "Кого не спасать?" Ее расшифровывают теперь, как признание того, что министры были готовы часть людей принести жертву.
"Вы знаете, все это было похоже, на сцену из фильма "День независимости", когда говорят, что пришельцы здесь, весь ваш план пошел насмарку и вам нужен новый. Премьеру показали графики и объяснили – до критической точки всего несколько недель, национальная служба здравоохранения будет разгромлена. У вас есть несколько дней, чтобы начать действовать", – говорит Доминик Каммингс, в 2019-2020 гг. – старший специальный советник премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона.
Он утверждает, что десятки тысяч людей погибли из-за бездействия правительства в начале пандемии. Каммингс заявил, что Борис Джонсон должности премьер-министра не соответствует. Джонсон сегодня посещал клинику в графстве Эссекс. Облачившись в защитные доспехи, он сообщил, что его бывший советник не прав:
"Нет, я так не думаю, но, конечно, это была невероятно трудная серия решений, ни одно из которых мы не приняли легкомысленно. Мы руководствовались решимостью защищать жизнь, чтобы спасти жизнь, чтобы гарантировать, что наша Национальная служба здравоохранения не перегружена".
Один из ведущих британских эпидемиологов, профессор Имперского колледжа Нил Фергюсон утверждает, что задержка с введением локдауна в марте прошлого года стоила от 20 до 30 тысяч потерянных жизней: "Количество зараженных удваивалось каждые три-четыре дня в марте. Если бы мы приняли меры раньше на неделю, мы бы спасли множество людей".
"Нам нужно сопоставить заявления Доминика Каммингса с фактами. Семьи, которые потеряли своих близких, должны узнать правду. Неверные решения приводят к последствиям. А в данном случае последствием, боюсь, стала гибель людей, которую можно было предотвратить", – подчеркивает лидер Лейбористской партии Великобритании Кир Стармер.
Лидера оппозиции тоже критикуют за то, что он довольно вяло использовал выдвинутые Каммингсом обвинения. И дело здесь в скандальной личности бывшего советника, который в прошлом году сам попался на том, что, заразившись коронавирусом, нарушал карантин.
Одна из депутатов британского парламента сегодня напомнила об этом, вывесив в своем кабинете таблицу для проверки зрения, на которой было написано "замок Барнард". Куда больной Каммингс, по его словам, ездил, чтобы проверить зрение. Понятно, что Каммингс мстит Джонсону за свое увольнение, но с другой стороны, это не значит, что нельзя верить тому, о чем он сегодня говорит.
Шума от заявлений бывшего советника много, но эффект пока никакой. Джонсон явно рассчитывает на то, что судить о нем будут по тому, как он выведет страну из пандемии. И тогда забудут все, что было до того. Обещанное расследование деятельности кабинета министров опять же зависит от воли правительства, которому нет никакого смысла затевать разбор собственных ошибок.