Выберите регион

Смотрим на

Международная выставка архитектуры и дизайна открылась в Москве

"Идеи" — так предельно лаконично сформулирована в этом году главная тема 26-ой Международной выставки архитектуры и дизайна. На церемонии открытия "АРХ Москвы" в Гостином дворе побывала Алия Шарифуллина.

За прошедшие четверть века на "АРХ Москве" дискутировали на разные темы. За кураторской поэтикой фестиваля всегда скрывались вполне конкретные решения проблем: реставрация памятников зодчества, реновация промышленных зон, "примирение" человека и города. В этом году тема "АРХ Москвы" эфемерная — "Идея". Впервые озвучив ее, кураторы сначала испугались — о кризисе архитектурных идей говорят давно — но затем решили к вопросу отнестись философски.

Илья Мукосей, куратор выставки "АРХ Москва": "Если рассуждать, как рассуждал Платон, то все вещи уже где-то существует. У каждого предмета есть идея, которую когда-нибудь кто-нибудь откроет прежде, чем эта вещь появится в материальном виде. А поскольку архитектура направлена в будущее, то есть любой дом, который сейчас проектируется, он появится в будущем".

И размышляют здесь о будущем Москвы. Она главная на этой выставке. Нужны ли Москве идеи, а может, это Москва нужна нам для идей? Ответы ищут в системе координат "Прошлое. Настоящее. Идеальное". Такой образ городу пророчили архитекторы ХХ века, если бы их фантазиям никто не мешал. Вот, например, храм "Всеобщего благоденствия", где угощают кружкой пива, а это — проект Наркомата тяжелой промышленности от братьев Весниных.

Ксения Кокорина, куратор раздела выставки "АРХ Москва": "Изначально планировалось, что это здание займет практически целый квартал на Красной площади, то есть хотели снести ГУМ и построить новое здание. Первые проекты были очень футуристические, утопичные, потому что поначалу архитекторы были более свободные в своих идеях".

"Идеи куда важнее материальных вещей", — подхватывают архитекторы из XXI века. Новое слово пока никем не сказано, но эта эпоха — не стагнации, а накопления потенциала. Архитекторы учатся разбираться в тонкостях, все чаще говорят не о формах, а об эмоциях и ощущениях, которые должна давать человеку городская среда. Об этом и проект "Послезавтра" — графические работы студентов архитектурных школ.

Владислав Савинкин, куратор раздела выставки "АРХ Москва": "Одни фантазировали и представляли что все активности Москвы переезжают в регионы, а на их местах появляется то, что приезжает в Москву из регионов. Кто-то подошел к этим идеям реально и посмотрел на микрорайоны, которые были построены еще в советское время, подумали, что им не хватает и адаптировали к современным реалиям".

Возвращение к деревянному зодчеству или город-символ, город-QR-код? "Обнаженная" архитектура без границ и стен или дома-крепости? Какая она, Москва будущего? — взгляд архитекторов здесь дополняется оптикой философа, художника, ученого. Вот, к примеру, размышления биолога: "В Москве трудно найти ракурс, в котором есть хотя бы два здания в едином стиле. С биологической точки зрения такое разнообразие — отличная база для эволюции".

Читайте также