Концерт камерной музыки прозвучал в Московской консерватории
В руках художественного руководителя Студии новой музыки Владимира Тарнопольского сочинение, которое почти три десятилетия пролежало в столе. Камерная симфония № 2. Последнее произведение Николая Каретникова.
"Он сосредоточился на развитии 12-тоновой системы, известной также как додекафония, сущность которой заключается в том, чтобы выстраивать сочинение на основе один раз выбранной последовательности 12 тонов", – рассказал композитор Владимир Тарнопольский.
Одночастное сочинение длится 13 минут. Николай Каретников написал Вторую камерную симфонию в 1994-м, в том же году композитор ушел из жизни. Автор практически закончил партитуру, лишь заключительные 23 такта черновика расшифровал и оркестровал дирижер Игорь Блажков, который хорошо знает музыку Каретникова.
"С одной стороны, это узнаваемо. Его почерк авторский, его музыка, которая ничему не подражает. Ты сразу слышишь, что это Николай Каретников. С другой стороны, это что-то новое для нас, отложенная премьера, которая так часто случается в истории нашей музыки и вообще русского музыкального авангарда ХХ века", – отметил сын композитора Антон Каретников.
Премьеру 2 камерной симфонии готовили к 90-летию композитора, но из-за пандемии концерт прошел только сейчас. Широкой публике теперь доступна и первая камерная симфония Каретникова, написанная в середине 60-х.
"Запись была сделана в советское время, еще при жизни автора. Но вещи не издавались, не публиковались ни на пластинках, ни на CD. И вот одна часть исполнена сегодня, другая будет доступна в цифровом формате", – сообщила генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян.
О Николае Каретникове говорят – один из самых загадочных композиторов ХХ века. Представитель отечественного послевоенного авангарда. В 53-м закончил Консерваторию. На молодого талантливого композитора обратили внимание. Его ораторию и несколько балетных сочинений поставили в Большом. Переломным для Каретникова стал 1957 год. Увлечение эстетическими принципами Новой венской школы и поиск собственного стиля. А следом – жесткая критика и неприятие подобных экспериментов со стороны музыкального сообщества. Его инструментальные произведения практически не исполняют – и тогда Каретников пишет для театра и кино. Наум Клейман познакомился с композитором в 1958-м.
"Он менялся, развивался очень интересно, потому что его первые фильмы, особенно " Ветер", там дело в гражданской войне. Он практически написал трагедийную музыку, музыку о людях, которые люди пожертвовали собой ради светлого будущего. Это такое житие, житийная музыка. И уже здесь наметилась особенность – сочетание трагизма и острой экспрессии", – рассказал киновед Наум Клейман.
Николай Каретников – один из крупнейших композиторов советского авангарда, инструментальные сочинения которого ещё предстоит изучить.