Бахрушинский музей получил в дар макет Николай Бенуа к опере "Богема"
Дар Бахрушинскому музею хрупкий, но объемный. Длина метр, чуть меньше ширина и глубина. Упакован в надежный ящик для транспортировки. Переносят вчетвером.
Макет декорации к опере Джакомо Пуччини "Богема" был выполнен в 1946 году Николаем Бенуа. Пятнадцать лет он находился в музее театра Ла Скала. После смерти Бенуа в 1988 году экспонат был отдан вдове сценографа, а позже выкуплен у неё коллекционером Пьетро Питтаро.
Сразу после распаковки реставраторы исследуют экспонат. Сюрпризом оказывается подсветка сверху, лампочка есть и внутри дома на переднем плане. Сделанный в основном из бумаги и картона 75 лет назад, макет — в неплохом состоянии.
Александр Голиков, заведующий реставрационной мастерской Бахрушинского музея: "Общая запыленность. Местами присутствует деформация некоторых деталей, например, электрика деформированная немного. Электрика здесь старая, наверное надо будет пересмотреть с реконструкцией электрики".
Николай Бенуа — представитель знаменитой династии, где почти все связаны с искусством. В сороковых годах прошлого века он был главным художником-постановщиком в "Ла Скала". И вместе со своим отцом, знаменитым художником Александром Бенуа, восстанавливал театр, сильно пострадавший в годы войны — в 43-м в него попала бомба. "Богему" тогда готовили к первому послевоенному сезону.
Павел Павлинов, кандидат искусствоведения, внучатый племянник Николая Бенуа: "Он вводил некоторые новшества — например, круговая сцена, чего не было в Ла Скала до него. Затем он создал собственную школу сценографов, которая действует до сих пор. И много других новшеств, которые развивали театр второй половине ХХ века. В этой постановке художник использовал свои лучшие решения".
Дмитрий Родионов, генеральный директор Бахрушинского музея: "Мы видим крыши Парижа. А при этом на первом плане мы видим мансарду, мастерскую художника, вынесенную на первый план. И вот этот контрапункт горизонта — парижского, мегаполиса и камерной студии художника, он трогателен".
В Бахрушинском — одна из крупнейших коллекций макетов в мире, порядка четырехсот. Макет Бенуа — особая ценность. Его работ этого периода в государственный музеях России почти нет.
Пьетро Питтаро, коллекционер: "Сегодня наконец макет в театральном музее имени Бахрушина. Я рад, что смог передать его. В течение 30 лет я дружил с Николаем Бенуа. Я счастлив, что это произведение теперь будет в Москве".
Этот дар Пьетро Питтаро России — не первый. Пять лет назад музей-заповедник "Петергоф" получил личные вещи и фотографии Александра Бенуа.
Татьяна Шумова, почетный академик РАХ, заслуженный деятель искусств России: "Это не последний дар. Он приготовил еще много радостных сюрпризов для нас и для российских музеев".
Макет Бенуа вскоре будет передан на реставрацию в Академию Глазунова. После чего займет свое место в музейной коллекции.