Музей имени Щусева открыл выставку, посвященную работе архитекторов в период Великой Отечественной войны
"Архитектура памяти". Музей имени Щусева открыл выставку, посвященную работе архитекторов в период Великой Отечественной и в послевоенные годы. Фотографии, архивные материалы и кинохроника рассказывают о том, как защищали и как восстанавливали памятники и отстраивали города. Репортаж Анастасии Егоровой.
Так выглядел Московский Кремль в первые месяцы войны. Проект маскировки центра города был создан летом 41-го под руководством архитектора Бориса Иофана. В блеклые цвета перекрашивали крыши и фасады стратегических объектов – заводов, водопроводных станций, нефтехранилищ, мостов. Так пытались скрыть их от вражеской авиации, у которой были подробные карты города.
"Очень много вещей, которые здесь представлены, мы показываем впервые. Их никто не видел. Мы бы показали их еще больше. Но этот материал в очень плохой сохранности. Его сдали в музей и с тех пор к нему никто не обращался", – отметила директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавета Лихачева.
В военные годы продолжалось строительство метро. Стилистика станций адаптировалась к новой реальности. В залах появились бюсты героев, а освещали их лампы на дубовых венках. Несмотря на непрекращающиеся бои, страна верила в победу. А архитекторы проектировали ее символы. Это мост Победы на Ленинградском шоссе. Построенный в 1943-м.
Елизавета Лихачева, директор музея им. Щусева: "В 42-м году мы начали проектировать монументы победителей. То есть еще до конца Сталинградской битвы. Как только немцев отогнали от Москвы, Советские архитекторы начали активно работать над созданием монументов победителей".
Великий Новгород был практически полностью разрушен в годы войны. Были утрачены памятники архитектуры. В том числе церковь спаса на Нередице с уникальной фресковой живописью XI- XIV веков. За проект восстановления города взялся Алексей Щусев. Это макет Новгорода, созданный самим архитектором.
"Он учитывает сохранившиеся объекты. Новые жилые здания. которые нужны были новгородцам. Он проектирует в духе новгородской архитектуры средневековой, малоэтажная застройка была обязательна для центра города", – рассказала куратор выставки Ксения Смирнова.
Щусев же взялся и за восстановление Истры. Заново спроектировал ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря XVII века, варварски разрушенного немецкими саперами, которые заминировали несущие столбы здания. На выставке сохранившиеся изразцы.
"Щусев создает не только проект восстановления города, который он мыслит сделать курортом, он его называет нашим северным Сочи. И планирует застроить его 2-3 этажными домами деревянными. Где москвичи могли бы проводить летние отпуска, где зимой они могли бы кататься на лыжах", – пояснила Смирнова.
Работа над многими памятниками архитектуры растянулась почти на полвека. А большая часть проектов так и осталась на бумаге. Однако идеи, возникшие в военные годы, вошли в основу генеральных планов городов, реализованных позднее.