Выберите регион

Смотрим на

В Музее имени Пушкина восстанавливают коллекцию древних настенных росписей

Совместный с Государственным институтом реставрации проект запустили в 2017-м году.

В Музее имени Пушкина восстанавливают коллекцию настенных росписей XVIII- VII веков до нашей эры из Эребуни – древнего города, расположенного на территории современного Еревана. Совместный с Государственным институтом реставрации проект запустили в 2017-м. Впереди ещё 2 года кропотливой работы. Анастасия Егорова продолжит.

Галина Вересоцкая – реставратор первой категории, единственный специалист, которому было доверено работать с живописными фрагментами царства Урарту.

" Только уже наработанный опыт позволяет находить эту авторскую живопись, потому что здесь тонировки, они иногда бывают очень точные. И только уже по фактуре я вижу, что это тонировка", – отметила она.

Фрагменты монументальных росписей были обнаружены в середине XX века при раскопках памятников на холме Арин-берд на юго-востоке Еревана. Тогда совместная археологическая экспедиция Академии наук Армянской ССР и ГМИИ имени Пушкина обнаружила три десятка росписей.

"Одно крупное, частично реконструированное живописное панно, с центральной фигурой коленопреклоненного быка – это культовое животное возле священного символа – вогнутого квадрата", – заявил научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина Рамиль Вергазов.

В палитре царства Урарту преобладали синие и красные цвета. Практически все краски был натуральные. Интенсивности достигали за счет покрытия вторым слоем. В этом зале переднеазиатского искусства Пушкинского музея еще 4 фрагментов росписи из Эребуни – древнего города государства Урарту. Часть экспонатов отреставрировали ещё в 60-ые, часть – в начале 2000-ых. То, что оставшиеся фрагменты рукописей нужно срочно спасать, выяснили в 2016-ом. Хранитель Анастасия Ясеновская обнаружила, что экспонаты находятся в аварийном состоянии.

"Проблема, с которой мы столкнулись, это красный клей, который использовали реставраторы, еще в 60-ые, 70-ые годы. Изначально этот клей не был красным. Он со временем покраснел, и стал скукоживаться, увлекая за собой верхнюю живописную поверхность", – рассказала научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина Анастасия Ясеновская.

Перед тем, как удалить клей, необходимо было провести исследования. Их поддержал меценат Владимир Карташян. Благодаря спонсорской помощи создали 3дэ реконструкцию урарского караса – сосуда для хранения продуктов. Который оказался самым большим из известных на сегодня – более двух с половиной метров в высоту, вместимостью более двух тысяч литров. К реставрации приступили в 18-ом году, к концу 19-го года завершили работу над 15 фрагментами.

"Было открыто девять новых участков живописи на 15 уже известных фрагментах росписи из Эребуни. Причем два из них – это отпечаток и лицевая сторона одного и того же изображения", – добавил Вергазов.

Восстановление всех фрагментов планируют завершить до конца 22-го года.

Читайте также

Видео по теме