"Арена ди Верона". На легендарную сцену возвращается опера!
После долгого перерыва на "Арена ди Верона" возвращается опера. Сняты строгие ограничения, но пандемия всё же многое изменила, в том числе и сценографию. Елена Ворошилова – о том, как в античном амфитеатре готовятся к премьерам.
В запутанных, длинных коридорах "Арены ди Верона" – суета. Актеры разогреваются, рабочие выкатывают реквизит. Впервые после пандемии амфитеатр Вероны вернулся к постановке полноценных опер.
"Это настоящее чудо. В такой период вернуться к привычному рабочему процессу. Постепенно мы снимаем ограничения, которые были у нас долгое время. Мы так мечтали об этом", – отметил дирижер оркестра Марко Армилато.
Пандемия заставила переосмыслить, каким должен быть 98-й оперный фестиваль "Арена ди Верона". Знаменитые монументальные декорации заменили динамичными 3D-изображениями на огромных экранах.
На 400 квадратных метрах светодиодных экранов – сицилийская деревня. Холмы, церковь, дома в скалах – все с трехмерной глубиной. Сценографы, поставленные в новые условия, вынуждены были искать новые решения – всё потому, что рабочие сцены, перемещающие декорации, должны соблюдать правила дистанцирования. Они ограничены тесным пространством кулис.
"Уже в ноябре прошлого года мы поняли, что нам нужен другой план на случай, если мы не сможем использовать традиционные большие декорации Франко Дзеффирелли. Ведь мы не смогли бы поддерживать надлежащую социальную дистанцию между работниками, и у нас появились новые идеи", – заметила генеральный директор Арены ди Верона Сесилия Гасдия.
Сезон открывают "Сельская честь" Масканьи и "Паяцы" Леонкавалло. 3D-проекцией занимается итальянская компания, специализирующаяся на видеодизайне. Она разрабатывала виртуальные декорации для "Аиды" в Сиднейской опере.
"Для нас это инновация; а инновациям нужно время, чтобы закрепиться. Мы не знаем,будем ли использовать их дальше. Мы не знаем, куда приведет нас процесс, который мы начали сегодня. Но я думаю, это шаг вперед", – отметил заместитель креативного директора Арены ди Верона Стефанов Триспиди.
"Сельская честь" поставленная в черно-белых и серых тонах, контрастирует с "Паяцами", где актеры одеты в костюмы ярких цветов. Они выделяются на сдержанном фоне,вдохновленном декорациями фильма Феллини, и словно подчеркивают столкновение реальности и театра.
"Традиционная сценография фиксирована и не движется, в то время как виртуальная сценография дает возможность создать движущиеся декорации. Они дают динамику, оживляют повествование, обогащают сцену. Мы не отвлекаем внимание от основных элементов спектакля: оркестра, певцов и самой музыки, мы просто создаем новые условия для аудитории" – заявил дизайнер Андреа Бокка.
В видеоконтенте использованы работы, хранящиеся в ведущих итальянских галереях – Уффици, Музеях Ватикана, Египетском музее Турина.
"Это очень удобно, потому что для голоса экран становится стеной, которая усиливает акустику. На арене это действительно важно, ведь мы поем на открытом воздухе. К тому же, зрители смогут увидеть настоящее шоу, а не просто концерт", – рассказал певец Юсиф Эйвазов.
Два метра между музыкантами в оркестре. Хор, подобно греческому, – слева в амфитеатре. Не поющие актеры работают в масках. Сейчас Арена может принять только шесть тысяч зрителей вместо привычных тринадцати с половиной. Но даже это здесь называют чудом.