Роскосмос рассекретил уникальные документы
Роскосмос обнародовал рассекреченные переговоры экипажа космического корабля "Союз-11", экипаж которого погиб 50 лет назад при возвращении на Землю. После катастрофы пилотируемые полеты в СССР не проводились два года.
30 июня 1971 года – черный день советской космонавтики. Ровно 50 лет назад при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж корабля "Союз-11". Срочные меры по спасению и оживлению космонавтов, принятые врачами на месте приземления, оказались безуспешными.
Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков вообще не должны были лететь – они готовились к космическому полету в качестве дублирующего экипажа. За несколько суток до старта дублеры заменили космонавтов основного экипажа. По первоначальному плану, в космос должны были отправиться Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин.
Летчик-космонавт РФ, Герой России Андрей Борисенко поясняет: "Экипаж был заменен по медицинским показаниям. Выяснилось, что в составе основного экипажа есть серьезные замечания от наших врачей, поэтому было принято решение о замене экипажа. Если рассматриваться практику, то и основной, и дублирующий экипажи готовятся в одинаковом объеме и с одинаковыми требованиями".
Экипаж Добровольского, как тогда было принято, провожали в бескрайние космические дали, как говориться, "всем миром". "Союз-11" должен был состыковаться с первой в мире орбитальной станцией "Салют-1", расконсервировать ее и провести ряд научных экспериментов.
В течение 23 суток полета космонавты провели астрофизические наблюдения, испытания в различных режимах работы бортовых систем, агрегатов и научной аппаратуры. В полете были отработаны методы и автономные средства ориентации и навигации, системы управления космическим комплексом при маневрировании на орбите.
Космонавты очень устали, врачей беспокоило, что они не полностью выполняли программу физических тренировок на Земле, и потому их полет сократили на сутки. Тем не менее, программу они выполнили на 100 процентов.
"Экипаж понял, что есть проблемы, что резко падает давление в спускаемом аппарате, и попытался сделать все, чтобы решить эту нештатную ситуацию. Но это ему не удалось. Примерно через 50 секунд экипаж потерял сознание", рассказывает летчик-космонавт Андрей Борисенко.
Роскосмос публикует уникальные документы – расшифровку переговоров экипажа Добровольского с ЦУПом. Космонавты покидают долговременную орбитальную станцию, расстыковка проходит успешно.
3аря: Дать команду на закрытие переходного люка.
Янтарь-2: Даю команду.
3аря: По закрытии переходного люка открыть люк спускаемого аппарата, проверить его еще раз и потом проконтролировать закрытие его.
Янтарь-3: Транспарант "люк-лаз открыт" погас.
3аря: Все понятно. Расстыковку разрешаю.
Янтарь-3: Команда "Расстыковка" подана.
Янтарь-2: Прошло разделение, прошло разделение... Визуально наблюдаем расхождение. Станция пошла слева от нас с разворотом. 3аря: Посадка будет происходить за 10 минут до восхода Солнца.
Последние переговоры перед входом спускаемого аппарата с экипажем на борту в так называемую "зону тишины" доказывают: технических проблем космонавты не отмечают. Все идет по плану.
Заря: Как идет ориентация?
Янтарь-2: Мы увидели Землю, увидели!
Заря: Хорошо, не торопись.
Янтарь-2: Начали ориентацию. Справа висит дождь.
Янтарь-2: Здорово летит, красиво.
Янтарь-3: "Заря", я третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
Заря: "Янтарь", еще раз напоминаю ориентацию – 0 – 180 градусов.
Янтарь-2: 0 – 180 градусов.
Заря: Правильно поняли.
Янтарь-2: Горит транспарант "Спуск".
Заря: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо.
Последнее, что услышали от космонавтов с Земли, было шутливое пожелание Владислава Волкова: "Завтра встретимся, готовьте коньяк". В те времена спускаемый аппарат не имел телеметрической системы, и на Земле никто не знал, что в данный момент в спускаемой капсуле произошла разгерметизация, экипаж в полном составе потерял сознание.
Спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы, в расчетное время сработала парашютная система, включились двигатели мягкой посадки, приземление произошло в заданном районе. Но было уже слишком поздно. Первый мировой рекорд по нахождению человека в космосе закончился трагедий.
После катастрофы "Союза-11" пилотируемые полеты в СССР были прекращены и не проводились два года — до сентября 1973 года. Модификация корабля была доработана, а экипаж уменьшен до двух космонавтов, чтобы они могли размещаться внутри спускаемого аппарата в спасательном снаряжении. Были созданы специальные аварийно-спасательные скафандры "Сокол-К", в которых стали совершать полеты экипажи всех последующих кораблей.