Мощи Александра Невского: репортаж "Вестей в субботу"
12 сентября будет не просто день памяти Александра Невского, а юбилей – 800 лет. Недавно в Москве Российское военно-историческое общество провело конкурс проектов памятников Александру Невскому. Какая-то из этих моделей вскоре обернется полномасштабным памятником еще и в Казахстане, через территорию которого русский князь ездил в Монголию, в Орду. Он ведь был и великолепным дипломатом, а не только блестящим полководцем, разбившим шведов на Неве, после чего его и стали называть Невским.
Ну, и, конечно, со средней школы мы помним о Ледовом побоище, когда клин крестоносцев, который называли "свиньей", поначалу прорвал строй русских, но потом был бит с флангов и, по легенде, под тяжестью своих доспехов рыцари провалились под лед. Конечно, давно все это было, но, как ни странно, сейчас с Александром Невским связаны и новости.
Совершенно неожиданно из-подо "льда" недавней истории умудрилось всплыло целое уголовное дело об Александре Невском. Абсурд? Да, но чего только ни бывало сто лет назад, когда на Россию нашло затмение. Итак, специальный репортаж "Вестей в субботу" о, по идее, немыслимом.
"Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива!" Русь с тех пор стала пошире. Те, кто здесь никогда не бывал, не сразу поймут, что это – Россия. Действительно, типичная западноевропейская крепость. Это и есть Выборг. До 1040 года – Финляндия. Но при чем тут русский князь Александр Невский? И ведь даже коренные жители Выборга, наверное, не сразу поймут, в какого ракурса мы это снимаем.
Это здание 1934 года постройки, то есть финский период. У финнов здесь был архив. И вот когда 1940 году Выборг вошел в Карело-Финскую ССР, то в НКВД решили, что архиву здесь и быть. И вот недавно здесь, в том, что называется Государственным архивом Ленинградской области, обнаружили документ про Александра Невского, который до этого многие десятилетия искали по всей стране.
Том с уголовным делом, где фигурирует Александр Невский, нашли, когда разгребали никому давно не нужный массив за 1922-1927 годы Петроградского губернского суда.
- Когда мы готовили выставку, посвященную губернскому суду, к своему удивлению, среди уголовных дел, мы обнаружили дело о вскрытии мощей Александра Невского, – рассказывает Юлия Крипатова, директор Ленинградского областного государственного архива в Выборге.
- А почему уголовное дело? Кого обвиняют и в чем?
- Обвиняют священнослужителей, которые в течение долгого периода обманывали верующих, говоря о том, что в лавре хранятся священные мощи.
Лавра – это в соседнем Санкт-Петербурге: Александро-Невская лавра, в начале Невского проспекта, неподалеку от того места, где святой князь одержал свою первую блестящую победу еще над шведами. Здесь князь и покоится. И в тот день, когда здесь оказались мы, здесь было много паломников.
Вместе с иеромонах Марком (Бирюковым), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, разбираем предысторию. Вот на сводах храма – картина о кончине Александра Невского. По легенде, его отравили в Орде, но он успел вернуться на Русь, где, предчувствуя кончину, принял монашеский постриг и был похоронен во Владимире.
Но здесь у его гроба – уже Петр Первый. И в Петербурге. Петр, вновь отвоевавший Неву у шведов, и повелел именно сюда, в новую столицу, перенести мощи великого предшественника.
Как в 1938 году режиссер Эйзенштейн закончил свой фильм цитатой из Библии, уму непостижимо. Но это был намек на то, что до революции Александра Невского почитали, конечно, как святого. Хотя бы потому, как он пришел на помощь новгородцам, которые до этого его изгнали.
"Другой князь на месте Александра Невского сказал бы, наверное: до свидания, получайте то, что заслужили. А он их прощает по заповеди Христовой. Наверное, непросто ему было простить. Но совершив такую духовную победу, он возвращается в Новгород, освобождает Псков и выигрывает знаменитое Ледовое побоище. То есть без этих внутренних духовных побед не было бы и побед гражданских", – считает отец Марк.
На дореволюционных фото видно: сень – только малая часть величественного надгробия из чистого серебра. Сегодня этот мемориал – в Эрмитаже. Там и встречаемся с его директором Михаилом Пиотровским.
- Михаил Борисович, я после вакцинации. Вы тоже?
- Я после ПЦР, но здесь можно. Аккуратно. Здесь исключительно для передачи. Все постепенно пошло на реставрацию. Уже несколько лет реставрируем. Несколько лет еще будем реставрировать.
- Сложный процесс, наверное?
- Очень сложный. Она очень хрупкая. Дерево все "гуляет". Тончайший слой серебра. Все это очень хрупко, очень тонко надо реставрировать. И будем сохранять в очень стерильных условиях. Это же, как у хронических больных.
- Я вошел в этот зал, и у меня такое ощущение, что здесь даже температурный режим немножко другой, чем в соседних залах.
- Да. Кроме того, идет постоянный мониторинг. Днем и ночью.
И это же надгробие – еще в Лавре в 1922 году. По чьему распоряжению его разобрали? Хранящееся в архиве Эрмитажа дело об этом озаглавлено "Помгол" – Комиссия по помощи голодающим Поволжья.
Комиссия была особая. "Ею номинально управлял любимый в народе, Михаил Калинин фактически руководил ею Лев Троцкий", – отметила Елена Соломаха, заместитель заведующего Научным архивом
рукописей и документального фонда Эрмитажа.
Ведущий в Петербурге историк-специалист по Александру Невскому – Роман Соколов, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ имени А. И. Герцена.
- A может быть, большевики были правы?
- В чем?
- В изъятии ценностей. Голод. Может быть, только церковным золотом и серебром и было решить проблему?
- В 1922 году, когда разразился голод и началась кампания по изъятию церковных ценностей, русские иерархи, в частности, митрополит Тихон, эту идею поддержали на самом деле. Единственное, что необходимо было соблюсти, – это отказаться от святотатства.
В лице Александра Невского Троцкий замахнулся на поистине удивительную фигуру русской истории, на память о человеке, которую спас страну, оказавшуюся между двух огней.
- На каком-то из этих двух плафонов, которые сейчас на реставрации, выбит текст: "Александр Невский – это человек, укротивший варварство Востока и низложивший зависть Запада". Но интересно, что перечисление начинается именно с Востока. Так, где он больше герой, на Востоке или на Западе?
- В здании Главного штаба есть в каждом крыле есть по церкви. В военном крыле – церковь Святого Георгия. А в крыле, где было Министерство иностранных дел – церковь Александра Невского. Значит, о нем думали как о великом дипломате и покровителе дипломатов. Там дипломаты принимали присягу. Так что великий дипломат, – подчеркнул Михаил Пиотровский.
- Я хотел бы маленькую поправочку внести. Ведь он не только воевал с Европой. Очень обширные были дипломатические контакты, существовал брачный проект, в основу которого была бы положена свадьба старшего сына Александра Невского и дочери норвежского короля. Есть и другие подобные примеры, – сказал Роман Соколов.
- Он победил шведов. Он дал отпор ливонцам, немцам, крестоносцам. И он же поехал в Орду. Зачем? Чтобы Русь оставалась сама по себе? Чтобы создать альянс с Ордой? В чем был смысл его дипломатии?
- Действительно, Александр Невский жил в такое сложное время, когда с востока нападали монголы, с запада – немцы и шведы. И невозможно было вести одновременно две войны. Кроме того, Александр Невский понимал, что монголам был нужен только наш кошелек, то есть, они только собирали дань. А вот рыцарям, крестоносцам была нужна наша душа, – отметил отец Марк.
- Возвращаясь к Орде. Вы упомянули название нашей страны – Россия Но ведь в то время Александр Невский представлял Русь. Между Русью XIII века и современным нашим государством, в котором мы живем, существует очень большая разница, и заключается эта разница в том прежде всего, на мой взгляд, что Российская Федерация в себе воплотила и культуру, и историю не только Руси, – говорит Роман Соколов.
- Очень разных народов.
- В том числе и Орды. И не только Орды, других народов, которые жили за Уральским хребтом и так далее.
- Но тем сильна Россия
- Тем и сильна Россия. Александр Невский установил вот эти контакты. Потом произошло наоборот. В XVI веке все поменялось. И уже Москва завоевала Казань. Но сейчас разве можно говорить о каком-то подчинении? Мы – одна страна, мы имеем общую культуру, а основа, как мне кажется, именно там.
А теперь вновь в Выборг. Первые 64 листа уголовного дела – это подписные листы.
- Здесь около полутора тысяч подписей жителей Петрограда, которые просили оставить после первого вскрытия мощи Александра Невского в лавре, – сказала Юлия Крипатова.
Большинство подписей сделано хорошим почерком петроградских интеллигентов. Но их большевики считали врагами. Но как было разагитировать тех, кто считался своими? Как было попытаться заставить отвернуться от Александра Невского простой люд?
- А каким он был на самом деле? И имеет ли это значение?
- Вряд ли мы это узнаем. Хотя в летописи сохранилось его описание как очень красивого человека, – сказал отец Марк.
А вот здесь – стоп. Да, в разное время этого святого изображали то схимником, то воином, но его телосложение и даже черты должны были быть известны, ведь, как верил народ, его мощи были нетленными. Однако когда еще летом 1917-го, еще до большевиков, раку вскрыли, готовя ее эвакуацию подальше от фронта из Петрограда в Москву, то там обнаружилось...
- Когда в июне 1917 года eе вскрыли в первый раз, что там нашли?
- Там очень интересная история вскрывания. Что-то нашли. Вынули подлинное, сложили в ковчежек, собирались эвакуировать, – рассказывает Пиотровский.
Внутренняя рака сейчас тоже выставлена в Эрмитаже. И действительно, для ее содержимого хватило ковжежка. Потому что обнаружили в раке не нетленное тело, а муляж из воска. Но, кстати, в сегодняшней Церкви готовы об этом говорить.
- Я задам вам сложный вопрос, но я хочу разобраться. В 1917 году, еще до революции, летом были вскрыты мощи. И было обнаружено, что они есть, это кости, но вставлены они там в некую восковую модель. Потом большевики использовали это как аргумент, что Церковь обманывает общество. А разве в этом есть обман? Мощи же были.
- Я понимаю, что этот муляж использовался для, скажем так, придания формы мощам. Но советская пропаганда использовала это для того, чтобы показать, что верующих обманывают. На самом деле в этом тоже есть, наверное, своя доля правды. Этот момент поднимал и Достоевский в "Братьях Карамазовых" – о нетленности мощей. Потому что часто Церковь до революции как бы поддерживала этот миф народный о том, что якобы абсолютно все мощи святых являются нетленными. Мощи могут быть тленными, могут быть нетленными, – отметил отец Марк.
- Они же мощи.
- Да. Но вот Церковь действительно, к сожалению, часто шла до революции на поводу у такого народного представления.
Напирая на все это, большевики решали сразу несколько задач. Очистив серебряный мемориал от мощей и при этом скрыв от народа самое важное, они могли оприходовать серебро. Теперь уже рассекречены инструкции Ленина и Троцкого, как умаслить реквизированными богатствами Германию на переговорах в Генуе.
- Там речь шла о признании долгов и так далее. Нужды были колоссальные средства, чтобы удержать власть, – пояснила Елена Соломаха.
- То есть не для помощи голодающим.
- Ну, конечно. Уже было как бы принято решение, о том, что ее отправят в Москву.
- На переплавку?
- Да.
- Как вам или вашим предшественникам все-таки удалось ее спасти? Потому что остальное-то на переплавку почти пошло.
- Это, конечно, мощно. На самом деле интеллигенция умеет воевать, иногда получается, – сказал Михаил Пиотровский.
- Мгновенно написали письмо Калинину. И копию – Троцкой, – рассказывает Елена Соломаха.
- Жене Троцкого?
- Да. А она как раз возглавляла музейный отдел Наркомпроса. У нее довольно сложная была позиция. С одной стороны, был муж, который должен это все забирать, с другой, – она, которая должна это все как бы охранять.
В итоге раку передали в Эрмитаж, где и сохранили. Однако вскоре она опять попала в черный список: в 1927-м деньги потребовались на индустриализацию. Эрмитаж, если так можно выразиться, откупился: серебром же, но другим.
- Выдали порядка 16 килограмм серебряных и золотых монет. И очень большое количество предметов как раз собранных, когда-то спасенных Эрмитажем от комиссии Помгола. Это церковные были вещи, плюс еще ордена, еще золотые табакерки и так далее, – отметила Елена Соломаха.
- И это спасло раку?
- Это спасло раку от переплавки второй раз.
Но где же в это время оказались мощи? Для тех, кто незнаком с петербургской географией. Вот карта центра города, который разрезает стрела Невского проспекта. Восточная его оконечность – Александро-Невская лавра, западная – Дворцовая площадь, Эрмитаж. А теперь выйдем на сам проспект.
Невский проспект. В одном его конце – Александро-Невская лавра, куда при Петре Первом были привезены мощи Александра Невского. В другом – Эрмитаж, где была спасена рака Александра Невского. А вот Казанский Собор, который в советские годы был Музеем атеизма. Именно здесь и складировали мощи святого князя.
- Вы всю жизнь живете в Петербурге, поэтому наверняка помните, когда мощи хранились в Казанском соборе, тогда известном как Музей религии и атеизма? А их можно было посмотреть?
- Нет, они были где-то убраны, – вспоминает Михаил Пиотровский.
- И никакие другие мощи тоже не были выставлены? Как вообще это было устроено?
- По-моему, какие-то показывались. Такие, которые были явно липовые.
Но почему же мощи Александра Невского не показывали? Возможно, после показа фильма "Александр Невский", когда князь был как бы возвращен в историю, делать его посмешищем было как-то уже неудобно. И уж точно удобно было забыть о том, что вообще-то есть документ – записка, обнаруженная при вскрытии раки еще в 1917 году и всплывшая теперь в Выборге.
- Это 1681 год. Май. В день, "собравшая сия мощи благоверного князя Александра после церковного горения. Тогда бы погоревши все иконы", – рассказывает Юлия Крипатова.
- То есть во Владимире, где покоились мощи, был пожар?
- Да.
- И сгорел сгорели в том числе мощи Александра Невского?
- Да. Кроме этого, есть ниточка, которой была связана эта записка.
И часть костей точно сохранилась. Они-то и были доставлены в Петербург при Петре, пусть большевики и прикрылись экспертизой, что, мол, одна из костей вроде как принадлежала другому человеку.
- Bозвращаясь в 1922 год, ведь не случайно были проведены две экспертизы. Первая экспертиза никакого подлога с мощами не выявила. И тогда 2 августа 1922-го года, когда митрополит Вениамин Казанский был осужден, даже, вполне вероятно, и расстрелян, осуществили вторую экспертизу. В уголовном деле, которое вы смотрели, есть переписка следователя с научными учреждениями для того, чтобы собрать второй совет экспертов. И как минимум два человека (это профессор Тонков и прозектор Сысоев) просто уклонялись от участия в ней. Сказывались больными, их нельзя было найти дома. Когда на следующий день приходили на работу, оказывалось, что они взяли отпуск, – пояснил Роман Соколов.
- Не хотели участвовать.
- Конечно, не хотели участвовать в этом, потому что итог этой второй экспертизы был им заранее известен.
- Предрешен?
- Предрешен.
При этом в деле есть фотоэкспертиза. А даже и на оборудовании образца 1922 года она показала: бумага, безусловно, древняя, и никакого подлога от Церкви нет. Значит, мощи настоящие.
- Последний снимок, наверное, самый важный, потому что фотоэксперт говорит, что чернила со временем как бы растекаются по бумаге. Если бы она недавно была написана, то буква была бы абсолютно четкая, а здесь контуры рваные. В связи с этим он делает вывод о том, что это действительно записка явно не сделана в 1917 году. Именно в этом и было обвинение, что вот они вскрыли, священники, в 1917 году эту раку, вложили туда все, что им было нужно, закрыли. А уже в 1922 году это мы обнаружили. Он подтверждает, что нет, ни в коем случае, – подчеркнула Юлия Крипатова.
- И это косвенное свидетельство того, что из Владимира в Петербург в начале XVIII века были доставлены истинные останки, мощи Александра Невского?
- Мы очень надеемся на это.
Недавно наша новая знакомая представила эти вновь выявленные материалы Сергею Нарышкину – в его ипостаси главы Российского исторического общества, чье отделение в Выборге она возглавляет в параллель с основной работой в архиве. Примечательно, что прошла эта презентация в Эрмитаже, в кабинете Михаила Пиотровского, который говорит, что он – про искусство. Что до мощей...
- Я бы не входил в этот спор. Этот спор решает Церковь: подлинные, значит, подлинные, – считает Пиотровский.
- Подлинность мощей сомнений не вызывает абсолютно?
- По поводу Александра Невского – да, – говорит отец Марк.
- То есть это Александр Невский?
- Да.
- Родившийся 800 лет назад?
- Да.