31 год назад прекратил своё существование творческий союз "Боевой карандаш"
31 год назад прекратил своё существование творческий союз "Боевой карандаш". В него входили ленинградские художники, которые создавали агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков. "Боевой карандаш" появился в 1939 году, во время советско-финляндской войны, но уже в 40-ом приостановил работу. Подробнее – Василий Михеев.
Решение о возобновлении деятельности "Боевого карандаша" впервые после окончания советско-финляндской войны было принято в ленинградском союзе художников на следующий день после начала Великой отечественной. Почти сразу был придуман и отпечатан самый первый плакат: "Фашизм – враг человечества".
"В "Боевом карандаше" работали почти, ну почти, все оставшиеся в городе художники, к работе этой подключились и поэты и писатели, потому что особенность карандаша – соединение текстовой части, стихотворной части и изобразительной части", – отметила главный хранитель Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Харлашова.
Довольно быстро сложилась и узнаваемая стилистика "Боевого карандаша". Она отличается от обычных агит-плакатов более сложным сюжетом и часто более длинным текстом. Многие работы были выполнены в стиле комикса и в них целая история.
"Были сатирические листки, они вызывали, наверное самый большой интерес. Были своего рода инструкции как поступать в условиях блокадного города", – пояснила советник председателя КГИОП Санкт-Петербурга Юлия Бахарева.
Каждый такой плакат – маленький шедевр – считают искусствоведы. Тщательно, детально проработанный до тонкостей. Художники часами подбирали нужные художественные метафоры.
Висели "Боевые карандаши" в бомбоубежищах, на информационных досках, в блиндажах. Общее количество – больше двух миллионов копий. Отпраздновав, вместе со всей страной Великую победу, "Боевой карандаш", казалось, исчерпав свою функцию, завершил деятельность. Но не надолго. В хрущевскую оттепель, время разрешенной в известных пределах, критики, власть вновь вспомнила о творческом объединении. Задачи, конечно же изменились.
"Их можно разделить на политически и социальные. Политические плакаты посвящены разоблачению США, НАТО, критикуют политику двойных стандартов западных государств, а социальные посвящены проблемам окружающей среды, бичуют тех, кто забыл о нормах общественного поведения", – пояснила хранитель фонда тиражированной графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга Марина Модина.
"Боевой карандаш", особенно позднего периода, издавал довольно зубастые по тем временам плакаты. Однако в 90-м году канул в лету.
"Это было объединение при издательстве "Художники РСФСР". И издательство прекратило свое существование. Все. на этом и закончилось финансирование "Боевой карандаша". Пусть это тривиально звучит, то есть меркантильная сторона была в основе, но так оно и было", – заметил художник Виктор Боковня.
Просуществовав с перерывами в общей сложности почти полвека, "Боевой карандаш" сейчас – это редкие артефакты для коллекционеров, прикладной материал для молодых художников. Участники движения, говорят, что это была грандиозная школа.